Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель – логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении имеется 11 помещений, в том
числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта,
средств обучения и воспитания, но не достаточно приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Развивающая предметно-пространственная
образовательная среда ДОО направлена на создание социальной ситуации развития
для участников образовательных отношений, включая создание образовательной
среды, и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей. Обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует
профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для
развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость
дошкольного образования.
В детском саду группы оснащены:
-материалами и оборудованием для игровой
деятельности;
-материалами и оборудованием для
продуктивной деятельности;
-материалами и оборудованием для
познавательно-исследовательской деятельности;
-материалами и оборудованием для двигательной
активности.
В качестве центров развития выступают:
-уголок для сюжетно-ролевых игр;
-уголок ряжения (для театрализованных
игр);
-книжный уголок;
-зона для настольно-печатных игр;
-выставка (детского рисунка, детского
творчества, изделий народных мастеров и т.д.);
-уголок природы(наблюдения за природой);
-спортивный уголок;
-уголок для игр с песком и водой;
-уголки для разнообразных видов
самостоятельной деятельности детей— -конструктивной, изобразительной,
музыкальной идр.;
-игровой центр с крупными мягкими
конструкциями(блоки,домики,ширмы и пр.) для легкого изменения игрового
пространства;
-игровой уголок (с игрушками, строительным
материалом);
-уголок по патриотическому воспитанию.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно, эстетически привлекательно,
является здоровье сберегающим и
развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивают
максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Детские площадки на участке группы
оснащены оборудованием и игрушками, стимулирующие активность ребенка:
-песочница, скамейки, качели;
-игрушки для двигательной активности (мячи,
обручи, ракетки, скакалки, кольцебросы);
-для игр в песочнице (ведерки, формочки,
лопатки, совочки);
-оборудования и игрушки для игр с водой в
летнее время года (тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и др.).
Для проведения практических и индивидуальных занятий в МБДОУ имеется
оборудованный кабинет учителя-логопеда.
Кабинеты учителя-логопеда представляет
собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения
диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.
Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального
комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует
детей на учебную деятельность.
Кабинет оснащен литературой по развитию речи, методическими материалами,
документацией по сопровождению детей, наглядным развивающим материалом, игровым
материалом, настольно-печатными играми, зеркалом, инструментами для постановки
звуков, материалами для обследования детей, картотекой развивающего и игрового
материала.
Материально-техническая и методическая
база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего
процесса. Выбор оснащения, оборудования,
пособий осуществлен с учётом возрастных
и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность
учителя – логопеда.
Кабинет педагога-психолога представляет
собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения
диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста
, который включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для
взаимодействия с детьми (мебель детская: столы, стулья, 2 кресла; ковер, аудиоаппаратура, музыкальные записи
релаксационной направленности, а также стимульный материал к
диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной
дифференциацией); пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол,
стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам
возрастного развития детей); профессиональная зона для
организационно-планирующей работы педагога - психолога (письменный стол, стул,
компьютер, шкаф для хранения документации).
Материально-техническая и методическая
база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего
процесса. Выбор оснащения, оборудования,
пособий осуществлен с учётом возрастных
и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность
педагога –психолога.
Методический кабинет представляет
собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения мероприятий с педагогами. Кабинет обеспечен
программно-методической литературой, необходимой для ведения
воспитательно-образовательного процесса МАДОУ. В нем имеются
наглядно-дидактические материалы, книжный фонд, раздаточный материал, плакаты и
картины, рекомендованные ФГОС ДО, материалы по обобщению опыта работы
педагогов. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для заместителя
заведующего по ВМР и педагогов, с
принтером и выходом в сеть "Интернет", позволяющее готовить
дидактический материал к педагогическому процессу и документацию. Предоставлена
возможность работать с мультимедийным
оборудованием.
Физкультурный зал обеспечен
необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются, в
количестве рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров, обручи,
коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и
материалы, мягкие модули, тренажеры, гимнастические палки и т.д. Зал обеспечен
лавочками, лестницами, установлена шведская стенка. На стене физкультурного
зала закреплен щит с баскетбольным кольцом.
Музыкальный зал обеспечен
стульями, музыкальным оборудованием, дидактическими играми, ирушками для проведения
музыкальных занятий. Центральная стена оформлена зеркалами. В зале установлено
мультимедийное оборудование. Для музыкальных руководителей имеется
компьютеризированное рабочее место с выходом в сеть "Интернет".
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной
деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками по
освоению ими основной образовательной
программы МАДОУ «Детский сад №51 «Вишенка», адаптированной основной
образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности
детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и
искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с
требованиями санитарных правил и норм.
В
группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов
коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым
оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими
средствами обучения. Групповые помещения МБДОУ имеют комнату для раздевания,
игровую, спальную и туалетную комнаты.
Помещения
групповых детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по
параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно
света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной
деятельности дошкольников.
Созданная с учетом возрастных особенностей
детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует
игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. В целом
среда организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для
осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место
самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют.
Созданы игровые центры для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются
уголки изо - деятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и
физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей, лаборатории. Всё
это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для
физического, эстетического и экологического воспитания. В качестве ориентиров
для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности
развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования
осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени
способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью
активизации двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование
отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Предметно — пространственная организация групповых служит интересам и
потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный
доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки,
неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая
мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку
заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а
также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной
деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
-игровым и учебным оборудованием (игры,
игрушки, учебные пособия);
-спортивным оборудованием и инвентарем
(детские тренажеры, мячи, г-имнастические маты и другое физкультурное
оборудование);
-музыкальными инструментами (металлофоны,
треугольники, трещетки, колокольчики и др.);
-учебно-наглядными пособиями (тематические
книги, плакаты, картинки);
-компьютерным оборудованием, (ноутбуки);
-аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства (цифровые -образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты);
печатными и иными материальными объектами,
необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками
(книги, энциклопедии, и др.).
Игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного
добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового
материала для уже освоенного типа.
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических
знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана
эффективная система информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду
компьютеры, принтеры, телевизоры, проекторы, являются мощными техническими средствами
обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности
педагогов, родителей и дошкольников. Для управления образовательным процессом и
расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы
собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта.
В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально
– результативной организации образовательного процесса. В групповых комнатах
пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для
занятий игровой и учебной деятельностью.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованного помещения для
размещения библиотечного фонда не предусмотрено.
Книжный фонд размещён в методическом
кабинете и групповых ячейках.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Каждое помещение укомплектовано
соответствующей мебелью общего назначения, игровой и мягкой мебелью,
необходимым оборудованием.
При создании развивающей предметно – пространственной среды групповых
ячеек педагоги учитывают возрастные и
индивидуальные особенности детей. Групповые ячейки систематически пополняются
игровыми оборудованием и атрибутами, современными информационными стендами.
Предметная среда всех помещений безопасна и комфортна, оптимально
насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида
деятельности.
Групповые ячейки для детей группы
раннего возраста:
-игровое оборудование: мягкие модули,
сенсорные объёмные игрушки,
-игрушки-забавы, составные и динамические
игрушки;
-игровое оборудование для развития
движений: мячи, каталки, крупногабаритные машины;
-настольные игры - вкладыши, игры на
развитие сенсорных эталонов и крупной моторики рук, конструкторы;
-мягкие
модули для трансформации пространства
-атрибуты
для сюжетно-ролевых игр: «кухня», «гостиная», «спальня», «парикмахерская»;
-сюжетные
игрушки: куклы, пупсы, мягкие игрушки, посуда, коляски, ванночки, колыбельки,
машины, рули;
-атрибуты
ряженья и другое;
-столы и стулья по количеству детей.
Группые ячейки для детей дошкольного возраста:
-учебная зона: доска с магнитами для
демонстрационного материала, столы и стулья по количеству детей, цветные
карандаши, краски, пластилин, счетные палочки;
-уголки
по формированию элементарных математических представлений: сенсорные эталоны
(форма, цвет, величина), раздаточный материал и демонстрационный материал для
работы со множеством;
-демонстрационные геометрические формы,
фигуры, настольно-печатные игры;
-познавательный и исследовательский
центры: дидактические игры (по возрасту детей данной группы) на классификацию;
-нахождение причинно-следственных связей и
др., тематические альбомы для рассматривания, игры по гендерному воспитанию,
муляжи фруктов, овощей и грибов;
-мини-лаборатория (лупы, мерные
стаканчики, весы, разные материалы и др.), фотоальбомы и иллюстрации, детские
энциклопедии;
-демонстрационный
материал (предметные и сюжетные картинки по разделам «природа», «профессии»,
«транспорт», «основы безопасности», «правила дорожного движения»,
«государственные праздники» и т.д.);
-конструкторы с разными способами
соединения; развивающие игры («составь картинку», игры-головоломки, и т.д.);
-центр
краеведения (патриотического воспитания): символика России (флаг, герб, гимн,
карта России), фотографии президента России и губернатора Свердловской области,
карта Свердловской области, альбомы для рассматривания по темам «Улицы моего
города», «Достопримечательности», «Ими гордится Урал», макеты и др.;
-книжный центр (центр развития речи):
портреты детских писателей, детские книги по возрасту детей (потешки, сказки,
рассказы, стихи, загадки, пословицы, скороговорки, считалки, и др.), предметные
и сюжетные картинки, серии картинок для составления рассказов;
-центр
театрализованной деятельности: разные виды театра для обыгрывания: театр
деревянных игрушек, настольный плоскостной театр, театр игрушки би-ба-бо, и
др., атрибуты ряженья;
- центр физического развития: атрибуты для
общеразвивающих упражнений и подвижных игр: платочки, флажки, кубики, ленты и
др., пособия для развития основных видов движений: мячи, кегли, скакалки,
кольцебросы, мишени, массажные дорожки и др.;
-игровые
центры, оснащенные необходимым игровым оборудованием для сюжетно-ролевых,
настольно-печатных, режиссерских игр.
В педагогическом процессе широко
используются современные технические средства обучения и
информационно-коммуникационные технологии. Имеется точка доступа к глобальной
сети Интернет, свой электронный адрес; интерактивная панель, интерактивные
доски, ноутбуки, цветной принтер, DVD-плеер, музыкальные центры; аудио- и
видеотека; мультимедийные проекторы; экраны для проекционного оборудования;
стационарные компьютеры; брошюровщик; ламинатор.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАДОУ "Детский сад №51 «Вишенка» функционирует с 1986 года. В настоящее время
МАДОУ располагается в двухэтажном здании. Конструктивные особенности здания не
предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления
инвалидных колясок, поручни в холлах
учреждения, приспособления для туалета, кровати и матрасы специального
назначения в МБДОУ отсутствуют.
В здание образовательной организации
обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при
помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной
двери в Учреждение. Лестницы Учреждения имеют закругленные ступени. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ
будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для
слабовидящих людей. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и
световыми табло "Выход".
Специальные условия питания
Основными задачами организации питания
детей в детском саду являются:
-создание условий, направленных на
обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием;
-контроль за качеством и безопасностью
пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд;
-создание условий для приема пищи детьми в
группах;
-пропаганда принципов здорового и
полноценного питания.
Условия питания воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ОВЗ
Организация питания воспитанников, в том числе детей инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения",утвержденными
постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября
2020 г. № 32.
Индивидуальное меню для детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) не предусмотрено,
специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья не созданы.
Питание воспитанников четырехразовое:
завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник, организовано в соответствии
с 10-ти дневным меню, утвержденным
заведующим, содержащим информацию о
количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду,
приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации, ссылку на
рецептуру используемых блюд и кулинарных изделий.
Специальные условия охраны здоровья
В дошкольном учреждении ведется
систематическая работа по укреплению и оздоровлению детей. В ДОУ неукоснительно
соблюдаются условия безопасности жизни детей, ведется систематический контроль
по выполнению инструкции об «Охране жизни и здоровья детей», проводятся
профилактические мероприятия по соблюдению их требований.
Согласно статьи 41. «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» п. 3 - оказание первичной медико-санитарной помощи детям МАДОУ
осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения,
сотрудником медицинской организации
(медицинской сестрой и фельдшером). Оказание первичной медико-санитарной помощи
воспитанникам, в том числе детям инвалидам и детям с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), организацию прохождения ими периодических
медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют сотрудники ГБУЗ СО
"Верхнесалдинская ЦГБ".
МАДОУ
«Детский сад №51 «Вишенка» предоставляет безвозмездно помещение, соответствующее
условиям и требованиям для оказания указанной помощи. В медицинском кабинете
осуществляется: осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской
сестры и фельдшера. Имеется процедурный и амбулаторный кабинеты.
ГБУЗ
СО "Верхнесалдинская ЦГБ" осуществляет медицинскую деятельность на
основании лицензии в соответствии с
действующим законодательством, организует медицинское обслуживание
воспитанников. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется фельдшером
и медицинской сестрой, которые наблюдают за состоянием здоровья, физическим
развитием воспитанников, организуют и проводют при согласии родителей (законных
представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки,
контролируют санитарное состояние помещений ДОУ, работают с воспитанниками по
гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
В начале каждого учебного года педагогами и медицинскими работниками ДОУ
проводится обследование физического развития детей. Учитывая индивидуальные
особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные заболевания, эмоциональный
настрой.
Медсестра проводит антропометрические измерения детей в начале и конце
учебного года, оказывает доврачебную помощь, проводит диспансеризацию
декретированных возрастов (3, 5, 7 лет). Направляет воспитанников на
профилактические прививки, осуществляет карантинные мероприятия. Медицинский кабинет оснащен медицинским
оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в
соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения
соблюдены. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
МАДОУ обеспечивает:
-
текущий контроль состояния здоровья воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий;
-
обучение и воспитание в сфере охраны здоровья воспитанников МАДОУ;
- соблюдение государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учет несчастных случаев
с воспитанниками во время пребывания в образовательной организации.
Согласно статьи 41. Охрана здоровья
обучающихся, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.
4.- расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время
пребывания в МАДОУ, в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях информационного обеспечения
образовательного процесса в МАДОУ "Детский сад№ 51"Вишенка"доступ
к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется
подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную
почту.Оборудовано 9 автоматизированных рабочих мест: заведующего,
делопроизводителя, заместителя заведующего по ВМР, заместителя заведующего по
АХЧ , педагога-психолога, учителя-логопеда, завхоза, музыкального руководителя,
медицинского персонала.Все педагоги учреждения имеют доступ к сети
Интернет.
Доступ
воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
-не обеспечивается.
Специально
оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья- нет.
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при
работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к
которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
в МАДОУ «Детский сад № 51 «Вишенка» - не имеются.