Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР)
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 51 «Вишенка»
комбинированного вида ориентирована на дете йот 3до 8лет. разработана в соответствии
Федеральная адаптированная образовательная Программа дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1022,
(зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2023г.,
регистрационный номер 72149 и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155г.,
зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013г.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником;
характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
Программа
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей, имеющих
тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи (далее - ОНР) и направлена на
коррекцию речевых нарушений и разностороннее развитие ребенка с учетом его
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ребенком
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения им образовательных программ , на основе индивидуального подхода и
специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности, коррекцию
недостатков в речевом развитии ребенка.
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и
покое, причинах
и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.)
Часть
формируемая участниками образовательных отношений отражает развитие детей в социально -коммуникативном,
художественно-эстетическом, познавательно - речевом направлении и представлена
в виде парциальных программ дополнительного образования. Выбор программ данного
направления для части, формируемой участниками образовательного процесса,
соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива.
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений представлена программами:
1.
Толстикова
О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»: образовательная программа с учетом
специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –102с.
2. Югова Л.И., Чугаева Г.И.
Парциальна программа социально-коммуникативного развития и социального
воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра».
3. Кириллова Ю. А. Физическое
развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет. Парциальная программа. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 128 с. — (Методический комплект
программы Н. В. Нищевой). ISBN 978-5-907317-69-7
4. У.А. Курак программа
дополнительного образования Экономическое образования
дошкольников».
5. Программа по обучению игре на
музыкальных инструментах «Ложкари»
6. Парциальная программа по
конструктивной деятельности «Умные пальчики»
7. Программа А.И. Бурениной
«Ритмическая мозаика»
Взаимодействие
детского сада с семьёй.
Основные задачи взаимодействия с семьей в нашем учреждении являются:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления взаимодействия с
семьями воспитанников:
- взаимопознание
и взаимоинформирование ( беседы;
анкетирование; семейный патронаж; организация открытых дверей в Учреждении;
разнообразные собрания – встречи);
- информированиечерез
разные источники (стенды, газеты, журналы, интернет
– сайт, электронная переписка).
Организационный раздел содержит описание: предметно
– пространственной среды Программы, режим дня, методическое обеспечение
реализации программы, особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий.
Развивающая предметно – пространственная среда дошкольного
учреждения является содержательно насыщенной, трансформируемой,
полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной
Созданная образовательная среда групповых помещений
обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному
развитию педагогических работников; обеспечивает открытость дошкольного
образования; создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Методическое обеспечение
образовательной программы включает в себя учебно-методический комплект«Комплексной образовательной программы дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)(Нищева Н.В.Комплексная
образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб.
идоп.вс оотв. с ФГОСДО.—СПб.:ООО«Издательство«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 240 с. ISBN
978-5-906797-62-9).
Режим дня -
при составлении режима - соблюдены объем нагрузки в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами.
Особенности организации режимных моментов разработаны
в соответствии с требованием ФОП ДО
Осуществляя режимные моменты, учитывается
индивидуальная особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп
деятельности и т. д.).
Прием пищи.
Учитывается, что дети едят с разной скоростью, поэтому ребенку
предоставляется возможность принимать пищу в своем темпе. Недопустимо
заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Поев,
ребенок может поблагодарить и заняться самостоятельными играми.
Прогулка. Для укрепления здоровья детей,
удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления
предусматриваются ежедневные прогулки. Нельзя сокращать продолжительность
прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в
течение дня.
Ежедневное чтение. В режиме дня выделяется время для
ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу,
но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для
детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Задача педагога —
сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.
Дневной сон.
Для этого в помещении, где спят дети, создана обстановка, обеспечивающая
постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому
сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные
тихие игры, снимающие перевозбуждение.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел
«Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных
событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности
дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный
и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения
занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога по организации досуга детей
для каждой возрастной группы.
Основными традициями и ритуалами
ДОО являются:
«Открытие начало недели»: сбор в
зале, внос флага РФ, пение гимна РФ.
«Утренний сбор»: обсуждение с
детьми планов на предстоящий день;
«Утро радостных встреч» (младшие группы)
благоприятное вхождения ребёнка в группу, формирование положительных
межличностных отношений, поддержание интереса детей к сверстникам, создание
атмосферы доброжелательности и защищенности;
«Вечерний сбор»: обсуждается
прошедший день, воспитатель говорит о том, как положительно отличился каждый из
ребят, что важного сделали, что получилось, а над чем нужно еще поработать,
развитие рефлексивных навыков;
«Общее приветствие всех детей
группы, участие детей планирование собственной деятельности и
жизнедеятельности группы»: установление в группе благоприятного микроклимата,
развитие функции планирования, становление позиции субъекта
деятельности;
«Чествование именинника»: поздравление
именинника: дарим подарок, водим хоровод и поем каравай, а еще дети высказывают
свои пожелания,таким образом подчеркиваем значимость каждого ребенка в группе;
«Минутки общения»: педагог имеет
возможность уделить время ребенку, выслушать его, сыграть в игру, помочь в
чем-то, тем самым создавая благоприятные условия для психологического комфорта
ребенка, а также формируя чувство значимости и доверия; ü\
«Наша гордость»: на стенде вывешиваются
благодарности и сертификаты детей, тем самым отмечая их успехи в различных
конкурсах,соревнованиях, олимпиадах;
«Гость группы»: расширение контактов со
взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и
увлечениями взрослых, развитие коммуникативных навыков;
«Собирание коллекций»: осознание
и развитие личных интересов ребенка, развитие
В
программу включен Федеральный календарный план воспитательной работы. В данный
план входит перечень основных государственных и народных праздников, памятных
дат в календарном плане воспитательной работы Организации дополняется и актуализируется
ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского,
регионального, местного значения, памятными датами Организации.