Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутического спектра (РАС)
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( с расстройствами
аутистического спектра муниципального) муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида разработана в соответствии Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1022, (зарегистрирована
Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2023г., регистрационный номер
72149 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155г., зарегистрированного в Минюсте России
14.11.2013г. с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных
потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей).
Программа
направлена на создание условий развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра с 3 до 7 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующими возрасту
видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие
ребёнка); на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Следует отметить, что в контингент обучающихся, охваченных дошкольным образованием МАДОУ №51 «Вишенка» комбинированного вида, входят
дети с особыми образовательными потребностями. Для них разработаны индивидуальные маршруты развития.
Программа
включает три раздела: целевой, содержательный, организационный , в каждом из
которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности воспитанников.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы
отражает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
1.
Социально-коммуникативное развитие
2.
Познавательное развитие
3.
Речевое развитие
4.
Художественно-эстетическое развитие
5.
Физическое развитие
Также в программе отражены:
·
особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся.
·
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей раннего и дошкольного возрастов;
·
обеспечение единства подходов
к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно
придерживаться следующих принципов:
приоритет семьи в воспитании, обучении
и развитии ребёнка; открытость: для родителей (законных
представителей); взаимное доверие, уважение и доброжелательность
Воспитание детей отражено в рабочей программе
воспитателей и специалистов, которая разрабатывается в соответствии данной
программы и призвана помочь всем
участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Вариативная часть отражает развитие детей в физическом и социально
-
коммуникативном, познавательном и художественно –
эстетическом направлении. Выбор данных
направлений для части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Программы, реализуемые в
ДОО:
· Федеральная образовательная программа дошкольного образования; Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Парциальные программы:
· Парциальная «Дорогою добра» по социально-коммуникативному развитию, Л. В.
Коломийченко, Г. И. Чугаева.; «Я
люблю Россию» по патриотическому
и духовно- нравственному воспитанию; программа по музыкальному воспитанию «Ладушки»;
программа Фибол –аэробика для дошкольников «Танцы на мячах»; парциальная
программа по конструированию «Умные
пальчики» .
· Специальные программы: программа для детей с тяжёлыми
нарушения речи Н.В. Нищева; программа физического развития для групп
компенсирующей направленности Ю.А. Кириллова; программа обучения грамоте Н.В.
Нищева.
Организационный раздел содержит описание
материально- технического обеспечения Программы, перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.
Дополнительный раздел представляет собой краткую
презентацию программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.