9 секретов «ленивой мамы» от психолога Анны Быковой

27.11.2018

9 секретов «ленивой мамы» от психолога Анны Быковой

 

«Не хочет наводить порядок в своей комнате, делать уроки и собирать портфель, ленивый и забывчивый» – такие жалобы можно услышать от многих мам. Какие ошибки они допускают в воспитании и как исправить ситуацию? Ответы есть у Анны Быковой – психолога, мамы двоих детей, автора книги «Самостоятельный ребёнок, или Как стать «ленивой мамой».

Чрезмерная забота — враг самостоятельности

«Работая воспитателем в детском саду, я воочию убедилась, как сильно гиперопека портит жизнь и родителям, и их детям, - рассказывает Анна. – Трехлетний ребёнок, который самостоятельно не может поесть, одеться, сходить в туалет – это часто следствие маминой тревоги: «А вдруг останется голодным?», «А вдруг испачкается?» Хочу заметить, что потребность в пище естественна для ребёнка, и действительно голодный трёхлетка будет есть сам, если перед ним поставить тарелку с едой. Своим детям я вручила ложки в год, а в полтора они вовсю орудовали вилками. Конечно, сначала вся кухня была в каше, но этот период длился недолго. Выбирайте, что для вас лучше – несколько лет сидеть над ребёнком с ложкой или потратить месяц на его обучение.

Действуйте постепенно

Бывает, мама прочитает статью и заявляет: «С меня хватит, теперь ты у меня станешь самостоятельным!» Стоит ли говорить, что единственным результатом таких слов скорее всего будет стресс? Ребёнку сложно будет резко перестроиться. Сложно понять, почему это мама всегда кормила его с ложки, а теперь заставляет есть самостоятельно.

Вместо этого постарайтесь увлечь малыша игрой, пусть он сначала «покормит» любимую игрушку, а потом поест сам, предложите соревнование «Кто быстрее съест кашу» или скажите: «Ты начни кушать сам, а я тебе помогу через пять минут». Сообщите, что пока малыш ест, вы идете искать его любимую сказку или звонить папе, чтобы купил домой что-то вкусное. Обязательно хвалите, поощряйте и мотивируйте. За неудачные попытки ни в коем случае не ругайте. Первые успехи вдохновят малыша всё больше и больше пробовать действовать самостоятельно.

Создайте условия для обучения

Стремление к самостоятельности заложено в каждом ребёнке, поэтому главный совет родителям: «Просто не мешайте!» Если малыш говорит «я сам», дайте ему шанс хотя бы попробовать. Не критикуйте, если с первого раза получилось не идеально. Часто у мамы не хватает на это времени, особенно по утрам, когда надо успеть отвести детей в сад и умудриться не опоздать на работу. В таких ситуациях можно помочь ребёнку одеться, но вечером, когда возвращаетесь домой, не торопите его. Пусть сам соберет свои вещи, уходя из детского сада, и переоденется. Потратьте на это лишние полчаса, зато сэкономите гораздо больше времени в будущем.

Избавляйтесь от перфекционизма

Еще одно препятствие на пути к самостоятельности – это желание мамы, чтобы всё было идеально – ребёнок накормлен, чист, уроки сделаны, портфель сложен, причём быстро и без потерь для окружающей среды. Понятно, что ребёнок всё это будет делать медленно и не так хорошо, как вы, но дайте же ему возможность научиться! Помогайте, поддерживайте, мотивируйте, но не делайте вместо него. Часто я слышу возражения от мам школьников: «Если я над ним не сижу, то в тетради полно помарок, учитель пишет замечания в дневник, снижает оценки». Но позвольте, учится ребёнок ради навыков или ради оценок? Относитесь к ошибкам спокойно. Пусть домашнее задание перестанет быть вашей ответственностью. Ведь в школе учится ребёнок, а не родители. У вас какая цель – чтобы он чему-то научился или чтобы тетрадка понравилась учителю?

Вывод простой: дайте ребёнку время и право на ошибки, на то, чтобы совершать какие-то действия неидеально. В каком бы возрасте вы ни начали учиться ездить на велосипеде, поначалу вы всё равно будете падать. Это естественно. В ошибках и несовершенстве нет ничего криминального.

Не облегчайте ребёнку жизнь

Я встречала школьников, которые так и не научились завязывать шнурки. Да и где им было учиться, если с младенчества они носят обувь только на липучках? Стараясь максимально облегчить ребёнку жизнь, родители оказывают ему медвежью услугу, лишают возможностей и права выбора. Ведь если малыш освоил и шнурки, и липучки, расширяется возможность выбора обуви.

Пример со шнурками довольно простой, но хорошо демонстрирует закономерность в целом. Чем больше вы облегчаете и упрощаете жизнь ребёнку, тем больше вы ограничиваете его выбор. Потому что чем больше разных навыков, тем шире выбор, и тем увереннее чувствует себя человек.

Легче всего ребёнок обучается из потребности: «Чтобы пойти гулять, мне надо завязать шнурки на ботинках», «Чтобы поесть, нужно что-то приготовить» и так далее.Хочу такой сайт

Почаще «страдайте» забывчивостью

Мне очень нравится поговорка: «У каждого забывчивого ребёнка есть мама, которая обо всём помнит». Современным детям больше не нужно записывать домашние задания в дневник, сообщать родителям о поездках, сборе денег для класса или о необходимости принести в школу поделку. Ведь мамы создали в мессенджерах специальные чаты и делятся друг с другом всей информацией. Если ребёнок что-то забыл, мама тут же бросается ему на выручку, строчит в чате: «Спасите, напишите, что задано?» или «Кто уже сделал английский?» Забыл про поделку? Мама и тут спасет от негативных последствий. Встанет в 5 утра и будет клеить папье-маше. Забыл дома сменку? Папа опоздает на работу, но успеет сгонять домой на машине…

Вы хотите, чтобы это продолжалось всю жизнь? Если нет, то дайте ребёнку возможность столкнуться с последствиями своей забывчивости. Не записал домашнее задание? Пусть сам звонит одноклассникам и узнает, что задали. Забыл про поделку? – Вероятно, получит двойку. Ничего, это тоже полезный опыт. И, скорее всего, он сможет найти решение, как сегодня обойтись без сменки. «Но разве не нужно помогать ребёнку? Где граница между воспитанием самостоятельности и наплевательским отношением к ребёнку?» – эту границу можно установить. Например, объявить правило: «Если тебе нужна моя помощь, я готова помочь с уроками, но только до 21.00. После этого часа начинается мое личное время».

Введите постоянные правила

Бывает, ребёнок уже всё умеет, но ему просто лень. Яркий пример – не хочет собирать игрушки, складывать их на свои места. Ситуация осложняется тем, что порядок в комнате не является личной потребностью малыша. Ему вполне комфортно и с разбросанными по всей квартире машинками.

В этой ситуации стоит ввести правило: «В нашей семье перед тем как лечь спать, принято наводить порядок в комнате. После игры все машинки должны стоять на своих местах». Важно придерживаться этого правила постоянно, а не так, что «сегодня уже поздно, уберем в другой раз».

Важный момент: у ребёнка должно быть столько игрушек, сколько он в силах самостоятельно сложить на свои места. Согласитесь, собрать 2-3 машинки гораздо проще, чем, если их 30. Скажите, что все игрушки, которые остались разбросанными, вы уберете на антресоли как ненужные до лучших времен. Так и поступите, если ребёнок не собрал все до конца.

Отделите свои правила от чужих

Некоторые мамы жалуются, мол, мы ребёнка приучаем к самостоятельности, а бабушка все делает вместо него, портит нам воспитательный процесс. В таком случае постарайтесь объяснить ребёнку, что у бабушки дома свои правила, а у вас – свои. Она не плохая и не делает ничего нехорошего. У нее в гостях можно действовать по ее правилам, но у себя дома следует поступать иначе. Обычно дети хорошо это понимают, и проблема быстро решается. Гораздо хуже, если вы с бабушкой живете в одной квартире. Здесь нужно пробовать договариваться с самой бабушкой, аргументировать свои просьбы и методы воспитания.

Попробуйте стратегию «ленивой мамы»

Совсем лишить ребёнка помощи тоже неправильно. Я предлагаю следующую последовательность действий: «Сначала показываем, как надо, затем делаем это вместе с ребёнком, на следующем этапе – помогаем и контролируем и в итоге позволяем сделать самостоятельно. Хвалим за любые попытки самостоятельности, мотивируем, поощряем в процессе».

Конечно, не стоит сваливать на ребёнка совсем уж взрослые обязанности и игнорировать его просьбы о помощи. Но поесть, одеться, сделать уроки, собрать портфель и навести порядок в своей комнате по силам каждому ребёнку с определенного возраста. Этот возраст определяют родители, но возможно, многих из них удивит, на что способны дети, если создать условия для развития самостоятельности. Иногда для этого достаточно просто не мешать, не влезать в процесс со своей помощью, если ребёнок вас об этом не просит.

Автор: Ольга Выходченко

Источник

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».