1. Ребёнку не хватает мотивации
«Зачем я должен это делать?» – наверное, самый главный вопрос у ребёнка. Ваша задача – помочь ему найти на него ответ.
Не забывайте, что аргументы, которые кажутся весомыми вам, могут ничего не значить для ребёнка. Например, если вы говорите девочке, что гимнастикой она занимается, чтобы была красивая осанка, для нее это пустой звук. Ребёнок пока понимает лишь, что тренируется уже два месяца, а до сих пор даже на шпагат сесть не умеет. А ведь могла бы в это время играть с подружками, а не потеть над растяжками. До определенного возраста отсроченный результат вообще не является мотивацией. Это подросток еще может вдохновиться отдаленными перспективами, но опять же – если только они действительно нравятся ему. Если это исключительно ваши желания, то вам так и будет казаться, что ребёнок «ленится».
Поэтому на любую деятельность ребёнка необходимо в первую очередь замотивировать. Как и чем – готовых рецептов нет.
2. Порученное дело ему неприятно
Одна приятельница жаловалась мне на сына: «Никогда не вынесет мусор! Надо сто раз напомнить, и все равно не факт, что пойдет к мусоропроводу!» И лишь совершенно случайно выяснилось, что 9-летний мальчик боялся открывать мусоропровод, а потому всеми правдами и неправдами пытался избежать этого поручения.
Ребёнку может быть неприятно что-то делать по самым разным причинам. Например, половая тряпка мокрая и грязная, вот и не хочется брать её в руки, физически тяжело нести сумку, эмоционально неприятно общаться с каким-то человеком.
Дети чаще всего не умеют описывать свои чувства. Им проще сказать «мне лень», чем объяснять, что за этим словом кроятся другие эмоции – «больно», «неприятно», «обидно».
3. В данный момент он увлечён своим делом
Родители часто упрекают в лени ребёнка, который вместо того чтобы сделать что-то нужное, занимается тем, чем ему хочется. Собирает лего вместо уроков, идёт погонять мяч, а не в магазин за хлебом. Бездельник? Или просто увлечён своим делом, от которого не хочет отрываться?
Согласитесь, вам тоже не понравится, если вас будут отвлекать от захватывающего чтения требованием немедленно приготовить ужин. И даже не каждый согласится его выполнить, а если и пойдёт на кухню, то – с большой неохотой.
Ребёнок тоже имеет право на свои увлечения. И они для него важны, даже если вам кажется иначе. Уважайте его интересы – только так он научится прислушиваться к просьбам других.
4. «Лениться» — верный способ пообщаться с мамой
Маленький ребёнок еще не различает всех нюансов слова «лень», зато отлично понимает: когда он «ленится» собрать с пола игрушки, мама уделяет ему повышенное внимание. Она долго-долго разговаривает с ним, пусть и с исключительно воспитательными целями. И даже – о чудо! – садится к нему на пол и помогает сложить в коробку машинки и кукол.
То же самое продолжается и когда ребёнок идет в школу. Часто единственная возможность пообщаться с мамой – это нежелание делать уроки. И тогда вы будете вместе читать учебник, рисовать картину на конкурс, разбираться в задачах.
Получается, что лень психологически выгодна ребёнку. Если он сразу убрал игрушки или быстро сделал уроки, мы скупо похвалим его. Никакой яркой обратной связи ребёнок не получает в отличие от ситуации, когда он не сделал ничего. Вот тогда-то он становится центром внимания, а именно этого он и жаждет больше всего на свете.
Научитесь хвалить своих детей за сделанное. Фокусируйтесь на их достижениях, и они будут стараться добиться еще большего.
5. Плохое самочувствие
Иногда родители проявляют удивительную черствость к своим детям. Им даже не приходит в голову, что у ребёнка что-то болит или он плохо себя чувствует, и потому отказывается трудиться. Прежде чем навешивать на него ярлык «лентяй», убедитесь, что он здоров и полон сил.
6. Нарушение развития школьных навыков
Вы ругаете ребёнка за плохой почерк и кучу ошибок в диктанте, злитесь, что он опять не выучил стихотворение или не смог решить простой пример, а он просто не может это сделать по объективным причинам.
В этих случаях психологи говорят о специфических нарушениях развития школьных навыков. Это может быть дислексия, когда ребёнок читает медленно, путаясь в словах и не понимая содержание, или дисграфия (трудности с письмом).
Если ребёнок не в состоянии выучить таблицу умножения или сложить два и два, речь идет об акалькулии. Возможно, у него плохо развита память, поэтому для него будут представлять трудность любые задания, связанные с запоминанием. А в этом случае не только ребёнок, но и взрослый не захочет делать то, что у него не получается.
7. Нет настроения
На улице льёт дождь. В школе поссорился с другом. И вообще устал за день, поэтому нет никакого желания идти в спортивную секцию или мыть посуду, а хочется лежать на диване с телефоном.
Ничего страшного, от этого ребёнок не станет отъявленным лодырем и бездельником. В конце концов, у родителей ведь иногда нет настроения что-то делать – и они позволяют себе что-то отложить на потом. Ребёнок тоже имеет на это право.
Что делать, если мотивации ребёнку не хватает, а сделать ему что-то очень надо? Тогда на помощь приходят правила. Школьные правила требуют каждый день ходить в школу. Домашние – мыть за собой посуду, застилать кровать, убирать игрушки и т.д.
Кроме того, это тот редкий случай, когда торг уместен. Делаешь быстро уроки – и остается время на мультики. Помогаешь убраться на кухне – и у мамы появляется возможность с тобой погулять.
Автор: Елена Бабичева
Источник