16.03.2020
Ребенок родился… И вот
уже первое «Я сам!» «Хочу!» «Буду!»
Что он делает, когда
завязывает шнурки, застегивает пуговицы, заплетает кукле косы, завязывает бант?
Оказывается, он не только приобретает навыки самообслуживания, воспитывает в
себе аккуратность и усидчивость, но и развивает свою речь! У него развивается мелкая
моторика кистей рук, что чрезвычайно благотворно скажется на развитии тех
отделов его головного мозга, которые связаны с развитием речи.
«Истоки способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли» - подчеркивал
В.А.Сухомлинский.
Почему очень важно
развивать мелкие движения (мелкую моторику) кистей рук ребенка. Ответ кроется в
строении головного мозга. Моторная речевая зона является частью двигательной
области головного мозга (эта область отвечает за все наши двигательные навыки).
И если нарушена или недостаточно развита вся двигательная область, то страдает
и речевая зона. Особенно она страдает, если слабо развиты мелкие движения кисти
руки. «Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких
движений пальцев рук» - писала в своих исследованиях М.М. Кольцова.
Ученые уже очень давно,
еще в прошлом столетии, сделали вывод о важности и необходимости специального
развития мелких движений рук ребенка, но еще раньше, на интуитивном уровне, к
этому выводу пришла народная педагогика.
В глубокую старину с
младенцами играли в «ладушки – ладушки», «сороку – белобоку», «козу рогатую» и
т.д. такие игры массировали ручки ребенка, заставляли их двигаться. Тем самым
активизировали двигательную область головного мозга, а в ней речевую зону,
следовательно, развивали речь малыша.
Современные родители
тоже много слышали о том, как полезно для ребенка развивать мелкие движения
кистей рук. Их необходимо развивать еще и для того, чтобы подготовить кисть
ребенка к особой двигательной функции – к письму. Письмо отличается от
рисования, в нем необходимо довести двигательные навыки до автоматизма. Процесс
письма состоит из ритмичных движений напряжения и расслабления мышц кисти. Эта
ритмичная смена движений вызывает большую трудность у детей: рука либо очень
напряжена, отчего ребенок быстро устает, либо чересчур расслаблена, что
сказывается на качестве письма.
Сейчас в продаже
имеется много тетрадей и прописей для дошкольников. Родители покупают их и
начинают работать с 4-5 летним ребенком, не задумываясь, а готов ли их малыш к
обучению письму. Зачастую нет!
Давайте вместе готовить
их пальчики к этому важному процессу.
Что рекомендует
программа, по которой занимаются дети в нашем детском саду:
·
Во-первых,
развивать тактильные (осязательные) ощущения.
·
Во-вторых,
играть с детьми в пальчиковые игры.
·
В-третьих,
развивать их ручную умелость.
Не пугайтесь, здесь нет
ничего трудного и невыполнимого.
I.
Что значит, развивать
тактильные ощущения? Это значит, учить детей обследовать предметы на ощупь, с
помощью пальчиков. Определять форму предмета, его качества (гладкий,
шероховатый, мягкий…); материал, из
которого предмет сделан (деревянный, металлический, резиновый…); величину
(тонкий, толстый, узкий, маленький, большой).
Очень хорошо для этого поиграть в игру «Чудесный мешочек» Это игра по степени
сложноти имеет несколько вариантов.
1 вариант.
Перед началом игры
предагаете детям посмотреть и потрогать те предметы, которые будут
использоваться в игре. Затем предметы прячутся в « Чудесный мешочек», вы
предлагаете ребенку опустить руку в мешочек и:
·
найти предмет,
который называет взрослый;
·
нащупать один
из предметов, назвать его, после того
достать предмет из мешочка;
·
взрослый может
назвать предмет (шишка, пуговица …), назвать только форму (достань круглый
предмет…), назвать только качество (достань деревянный предмет…), назвать
только величину.
2
вариант (более сложный)
Перед началом игры
взрослый предлагает только рассмотреть предметы, которые будут
использоваться в игре (предметы в руки ребенку не дают). Затем все
проигрывается, как в первом варианте. Количество предметов в мешочке не более
5.
II. Пальчиковые игры
имеют немаловажное значение развития мелкой моторики рук ребенка. Их советуем
проводить в форме сказок, рассказиков, играя с ребенком.
III. Что значит развивать
ручную умелость? Это значит совершенствовать двигательные навыки рук ребенка.
Старайтесь, по мере возможности, не застегивать за детей пуговицы, не
завязывать шнурки, давайте им в руки ножницы (с тупыми концами), пусть как
можно больше вырезают, научите вдергивать нитку в иголку с большим ушком, пусть
пришивают пуговицы, давайте перебирать крупу, нанизывать бусы, собирать
мозаику. И, конечно, мастерите вместе с детьми!
Домашняя игротека
Игра «Кто построил
птичке домик ? »
Можно повторять эту
сказку несколько раз, но постепенно содержание можно расширять новыми сюжетами.
Игра «Скакалка»
Эта игра на развитие
больших пальцев рук. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх.
Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну
сторону, потом в другую). Сопровождаем движения словами:
Я скачу, я верчу новую
скакалку.
Захочу, обскачу, Галю и
Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
да на правой ножке.
Я скачу, я верчу новую
скакалку
Я скачу, я учу Галю и
Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
учатся сестрички.
За спиной день-деньской
прыгают кокосички.
Круговые вращения
большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну
сторону, потом в другую.
Игра «Брызги»
Пальцы сжаты в кулочки.
С силой выпрямляем пальцы, как бы
стряхивая капли воды с мокрых пальцев. Упражнение выполняется энергично.
Игра «Циркуль»
Дети ставят большой
палец на поверхность стола- это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно
выполняют функцию карандаша, двигающегося по окружности.
Игра « Осьминожка»
Пальцы в полусогнутом
виде устанавливаються на твердой поверхности и двигаются от себя, потом к себе.
Движение пальцев имитируют игру на пианино, но с продвижением вперед - назад.
Это мальчик-осьминог.
У него так много ног.
Успевает он везде:
И в учебе и в труде.
Фантазируйте вместе с
детьми. Играя с ними, вы развиваете в
ребенке воображение, смекалку, тонкие движения пальцев, тем самым готовите их к
письму,
Обогащаете речь,
проговаривая все свои действия, воспитываете такие нужные в будущем качества,
как усидчивость, аккуратность, учите видеть красоту и удивляться. А ребенок
наслаждается так ему необходимым общением с вами!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.03.2020
Дата обновления: 16.03.2020
Дата публикации: 16.03.2020