Как умелые руки языку помогают

16.03.2020

Ребенок родился… И вот уже первое «Я сам!» «Хочу!» «Буду!»

Что он делает, когда завязывает шнурки, застегивает пуговицы, заплетает кукле косы, завязывает бант? Оказывается, он не только приобретает навыки самообслуживания, воспитывает в себе аккуратность и усидчивость, но и развивает свою речь! У него развивается мелкая моторика кистей рук, что чрезвычайно благотворно скажется на развитии тех отделов его головного мозга, которые связаны с развитием речи.

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» - подчеркивал В.А.Сухомлинский.

Почему очень важно развивать мелкие движения (мелкую моторику) кистей рук ребенка. Ответ кроется в строении головного мозга. Моторная речевая зона является частью двигательной области головного мозга (эта область отвечает за все наши двигательные навыки). И если нарушена или недостаточно развита вся двигательная область, то страдает и речевая зона. Особенно она страдает, если слабо развиты мелкие движения кисти руки. «Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук» - писала в своих исследованиях М.М. Кольцова.

Ученые уже очень давно, еще в прошлом столетии, сделали вывод о важности и необходимости специального развития мелких движений рук ребенка, но еще раньше, на интуитивном уровне, к этому выводу пришла народная педагогика.

В глубокую старину с младенцами играли в «ладушки – ладушки», «сороку – белобоку», «козу рогатую» и т.д. такие игры массировали ручки ребенка, заставляли их двигаться. Тем самым активизировали двигательную область головного мозга, а в ней речевую зону, следовательно, развивали речь малыша.

Современные родители тоже много слышали о том, как полезно для ребенка развивать мелкие движения кистей рук. Их необходимо развивать еще и для того, чтобы подготовить кисть ребенка к особой двигательной функции – к письму. Письмо отличается от рисования, в нем необходимо довести двигательные навыки до автоматизма. Процесс письма состоит из ритмичных движений напряжения и расслабления мышц кисти. Эта ритмичная смена движений вызывает большую трудность у детей: рука либо очень напряжена, отчего ребенок быстро устает, либо чересчур расслаблена, что сказывается на качестве письма.

Сейчас в продаже имеется много тетрадей и прописей для дошкольников. Родители покупают их и начинают работать с 4-5 летним ребенком, не задумываясь, а готов ли их малыш к обучению письму. Зачастую нет!

Давайте вместе готовить их пальчики к этому важному процессу.

Что рекомендует программа, по которой занимаются дети в нашем детском саду:

·       Во-первых, развивать тактильные (осязательные) ощущения.

·       Во-вторых, играть с детьми в пальчиковые игры.

·       В-третьих, развивать их ручную умелость.

Не пугайтесь, здесь нет ничего трудного и невыполнимого.

I.                  Что значит, развивать  тактильные ощущения?  Это значит,  учить детей обследовать предметы на ощупь, с помощью пальчиков. Определять форму предмета, его качества (гладкий, шероховатый, мягкий…);  материал, из которого предмет сделан (деревянный, металлический, резиновый…); величину (тонкий, толстый, узкий, маленький, большой). 

Очень хорошо для этого  поиграть в игру   «Чудесный мешочек» Это игра по степени сложноти имеет несколько вариантов.

 1 вариант.

Перед началом игры предагаете детям посмотреть и потрогать те предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в « Чудесный мешочек», вы предлагаете ребенку опустить руку в мешочек и:

·       найти предмет, который называет взрослый;

·       нащупать один из  предметов, назвать его, после того достать предмет из мешочка;

·       взрослый может назвать предмет (шишка, пуговица …), назвать только форму (достань круглый предмет…), назвать только качество (достань деревянный предмет…), назвать только величину.

2 вариант (более сложный)

Перед началом игры взрослый предлагает только рассмотреть предметы, которые будут использоваться в игре (предметы в руки ребенку не дают). Затем все проигрывается, как в первом варианте. Количество предметов в мешочке не более 5.

II. Пальчиковые игры имеют немаловажное значение развития мелкой моторики рук ребенка. Их советуем проводить в форме сказок, рассказиков, играя с ребенком.

III. Что значит развивать ручную умелость? Это значит совершенствовать двигательные навыки рук ребенка. Старайтесь, по мере возможности, не застегивать за детей пуговицы, не завязывать шнурки, давайте им в руки ножницы (с тупыми концами), пусть как можно больше вырезают, научите вдергивать нитку в иголку с большим ушком, пусть пришивают пуговицы, давайте перебирать крупу, нанизывать бусы, собирать мозаику. И, конечно, мастерите вместе с детьми!

 

 

 

Домашняя игротека

Игра «Кто построил птичке домик ? »

Рассказ взрослого

показ

В лесу на опушке стояло дерево.

       

У этого дерева были большие толстые ветки

 

Однажды к этому дереву прилетел дятел, сел на самую высокую ветку и стал ее долбить

     

Сначало дятел стучал тихо, боясь разбудить лес своим стуком. А потом решил постучать погромче.

 

Скоро в дереве появилось дупло.Хочу такой сайт

     

Прилетела к дуплу птичка, крылышками машет, кружит над дуплом

   

Понравилось птичке дупло.Р ешила она свить здесь гнездо.

Одновременно с ребенком  показывая: локоть левой руки упирается на поверхность стола, рука поднята вверх.

 

Пальцы напряжены и расставлены в стороны

 

Большой и указательный пальцы правой руки соединены в виде длинного клюва и напряжены. Они ударяют по среднему пальцу левой руки.

 

Пальцы правой руки сложены в виде клюва, ударяют по пальцам левой руки с разной силой, то слабо, то сильнее.

 

Пальцы обеих рук плотно переплетаются, ладони образуют круглый «домик»

 

Большие пальцы крепко сцеплены, а остальные ритмично движуться как в полете крылья у птиц.

 

Можно повторять эту сказку несколько раз, но постепенно содержание можно расширять новыми сюжетами.

Игра «Скакалка»

Эта игра на развитие больших пальцев рук. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую). Сопровождаем движения словами:

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Захочу, обскачу, Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два, посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком, да на правой ножке.

 

Я скачу, я верчу новую скакалку

Я скачу, я учу Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два, учатся сестрички.

За спиной день-деньской прыгают кокосички.

Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую.

Игра «Брызги»

Пальцы сжаты в кулочки. С силой выпрямляем пальцы, как  бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев. Упражнение выполняется энергично.

Игра «Циркуль»

Дети ставят большой палец на поверхность стола- это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося по окружности.

Игра « Осьминожка»

Пальцы в полусогнутом виде устанавливаються на твердой поверхности и двигаются от себя, потом к себе. Движение пальцев имитируют игру на пианино, но с продвижением вперед - назад.

Это мальчик-осьминог.

У него так много ног.

Успевает он везде:

И в учебе и в труде.

 

Фантазируйте вместе с детьми. Играя  с ними, вы развиваете в ребенке воображение, смекалку, тонкие движения пальцев, тем самым готовите их к письму,

Обогащаете речь, проговаривая все свои действия, воспитываете такие нужные в будущем качества, как усидчивость, аккуратность, учите видеть красоту и удивляться. А ребенок наслаждается так ему необходимым общением с вами!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.03.2020

Дата обновления: 16.03.2020

Дата публикации: 16.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».