11.02.2020
КРИЗИС 7 ЛЕТ! ЧТО ЭТО?
Возраст 6—7 лет
называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или
возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные
зубы). Однако главные
перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребенок начинает
без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как
ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и
искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада.Конечно, дети
кривляются, паясничают или гримасничают и раньше. Но в 6—7 лет это постоянное
притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех,
а осуждение взрослых.
Указанные черты
являются главными
симптомами переходного периода от
дошкольного к школьному возрасту.
Этот
период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в
психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил
как утрату детской непосредственности.
Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое
бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из
наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
Потеря непосредственности
свидетельствует о том, что между
переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент
— ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый
образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.В этот период возникают
новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми.
На 7-м году
жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает
вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял
режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он
никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же
возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким
поводам.Ребенок часто вступает в споры и конфликты, начинает оспаривать или
игнорировать ранее выполняемые обязанности. Иногда эти изменения нарастают
постепенно, иногда – появляются внезапно. Например, после возвращения с летнего
отдыха до этого спокойный ребенок вдруг становится неуправляемым или плаксивым.
Прежде по первому зову ложащийся в постель в 9 часов вечера, теперь он начинает
заявлять, что уже «взрослый» и будет со всеми смотреть телевизор. В ответ на
просьбу сделать что-то (убрать игрушки или заправить постель) ребенок может
делать вид, что не слышит, или говорить, что очень занят.
Такая реакция нередко доводит родителей до белого каления, и их
можно понять: совсем недавно подобные ситуации не вызывали никаких проблем.
Однако одновременно с симптомами
«странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования
этого периода.К ним относятся возросшая
самостоятельность, интерес к школе и к занятиям, появлениеновых увлечений.
ЧЕМ
КРИЗИСНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ ГОТОВ К ШКОЛЕ
Исследования,
проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют: дети, у
которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное
поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к
самостоятельности), лучше адаптируются к началу новой школьной жизни.
Это объясняется
тем, что они быстрее и активнее своих сверстников
изучают меняющуюся ситуацию, примеряя на себя новые социальные роли. Дети с пассивными формами непослушания
(капризы, плаксивость, гиперчувствительность к критике) и слабыми проявлениями
самостоятельности обладают меньшей психологической готовностью
к школе.
Негативные
проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном
периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений
личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного
периода.
Как
общаться с ребенком в этот непростой для него период
v Поощряйте самостоятельность и
активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте
ребенку в сложных ситуациях.
v Привлекайте ребенка к обсуждению
различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому
вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том,
что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то
ошибается.
v Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не
нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
v Будьте рядом с ребенком, покажите, что
вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае
неудачи.
v Покажите ребенку способ достижения
желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
v Отвечайте на вопросы ребенка. Не
отмахивайтесь от вопросов ребенка, даже если вы неоднократно отвечали на них.
Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально
все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все
возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального
развития малыша.
v Будьте последовательны в своих
требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до
конца. В противном случае слезы и
истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за
тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
v Подавайте ребенку
пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение,
недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что
ребенок в общении во всем подражает вам,
и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и
способов общения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.02.2020
Дата обновления: 11.02.2020
Дата публикации: 11.02.2020