С начала года на дорогах Свердловской области произошло 191 ДТП с участием детей. Жертвами аварий стали 11 малышей и подростков, еще 209 получили травмы. Согласно статистике ГИБДД, число смертельных дорожно-транспортных происшествий снижается. Однако за сухими цифрами кроются реальные истории и искалеченные судьбы. И главная проблема в том, что все чаще аварии происходят из-за опасного, необоснованно рискованного поведения водителей.
За последние три года количество ДТП с участием детей снизилось в два раза: с 414 аварий в 2014 г. до 191 за январь — сентябрь 2017 г. Даже если предположить, что эта цифра еще увеличится, все равно аварий становится меньше.
Больше всего детей пострадало в авариях в 2012 г. В основном из-за того что родители перевозили их без специальных автокресел или вообще непристегнутыми. В последующие три года показатели стабильно снижались, только в 2016 г. произошел небольшой рост — на 15%.
Дети в редких случаях гибнут из-за собственной невнимательности. За последние четыре года не погиб ни один несовершеннолетний водитель мопеда. Лишь три школьника-велосипедиста спровоцировали смертельные ДТП и 12 — умерли под колесами машин.
В большинстве случаев вина лежит на взрослых водителях. Причем не только на тех, кто перевозит собственных детей. Аварий можно было бы избежать, если бы водители не выезжали на встречную полосу. В этом случае не спасают даже специальные удерживающие устройства.
Дети-пассажиры, погибшие в 2016 г.
Возраст ребенка | Пристегнут/нет | Причина ДТП | Кто виновник аварии |
13 лет | Пристегнута, сидела сзади | Превышение скорости, выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
11 лет | Пристегнут с адаптером | Выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
3 года | Выскользнул из-под ремня, не было ДУУ | Выезд на встречную полосу | Водитель встречногоавтомобиля |
6 месяцев | В автолюльке | Выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
8 месяцев | В автолюльке | Выезд на встречную полосу | Водитель встречногоавтомобиля |
6 лет | В соответствующем ДУУ, на заднем сиденье с правой стороны | Выезд на встречную полосу | Водитель встречногоавтомобиля |
13 лет | Пристегнута ремнем, сидела сзади | Выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
12 и 13 лет | — | Выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехали дети |
Трое 15-летних подростков | — | Пьяный водитель на грузовике въехал в жилой дом | Водитель автомобиля, в котором ехали дети |
3 года | В ДУУ, на заднем сиденье | Выезд на встречную полосу | Водитель встречногоавтомобиля |
2 года | В ДУУ, на переднем сиденье | Столкновение с лосем | |
14 лет | — | Выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
4 и 8 лет | В бустере и в ДУУ, на заднем сиденье | Превышение скорости, выезд на встречную полосу | Водитель автомобиля, в котором ехали дети |
По словам начальника отделения пропаганды УГИБДД по Свердловской области Татьяны Бердниковой, иногда достаточно самых простых вещей, чтобы минимизировать риски смертельных ДТП, но родители и водители пренебрегают даже ими. Только в 2016 г. десять детей в возрасте от 6 месяцев до 15 лет, доверивших свою жизнь родителям, разбились в авариях. Причина одна — выезд на встречную полосу. В остальных случаях в машины, где ехали дети, врезались другие участники дорожного движения. Многие водители, отмечают в ГИБДД, не понимают всю серьезность этого нарушения.
Вместе с тем продолжает увеличиваться число аварий, в которых дети страдают и гибнут из-за нарушения правил перевозки. По итогам первого полугодия 2017 г. число таких случаев выросло на 114,3%.
Татьяна Бердникова:
— Я помню аварию под Камышловом, когда погиб младенец. Когда мы приехали на место этого жуткого ДТП, машины уже растаскивали, снегом были запорошены как следы торможения, так и куски автомобилей, вокруг валялись вещи из машин. В том числе на земле лежало розовое одеяло, а под ним — кукла. Я в тот момент подумала, что ребенок только появился на свет, а ему уже настоящего пупса подарили. И только подойдя ближе, я поняла, что это и лежит на промерзшей земле, заботливо укрытый детским одеялом, тот самый погибший, от роду два дня, ребенок, который никогда этих настоящих кукол уже и не увидит. Не скрою, мне стало плохо физически. Маленький человек, чьи родители не стали покупать автолюльку. Не мне судить их как родителей — они понесли уже свое наказание.
И все-таки подавляющее большинство происшествий, где пострадали дети-пассажиры, — это столкновения. В ГИБДД отмечают, что на 100% выросло число пострадавших детей-пассажиров из-за несоблюдения водителями очередности проезда и нарушения правил обгона.
Татьяна Бердникова:
— Запомнилось ДТП, в котором четырехлетний мальчик сидел сзади на подушке, ехал вместе с родителями, на достаточно крепком автомобиле — стареньком «Мерседесе». Водитель встречного транспорта не справился с управлением и выехал на встречную полосу, произошло небольшое столкновение, на «Мерседесе» — помято крыло. И всё. Взрослые практически не получили никаких травм. А вот ребенок, сидевший сзади, от этого небольшого столкновения просто-напросто выскользнул из-под ремней безопасности, которые не предназначены были для его роста, — получил перелом основания черепа и умер. Умер. Ребенок умер из-за того, что родители, как выяснилось позднее, не стали тратить время и заезжать за нормальным креслом, которое у них было. И у их ребенка было. Но получилось, что кресло есть — а сына больше нет. Ему было всего 4 года.