Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида
Принято:
Педагогическим советом МАДОУ № 51
Протокол №
От « » ______2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАДОУ № 51
Заведующим __________О.В. Морозова
Приказ №
о т « » _________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей 3-4 лет
«ЛОГО-ДЕТКИ»
Верхняя Салда
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
I.
1.1.
1.1.1
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.1.5.
1.1.6.
1.2.
Название
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Страница
3
3
3
5
6
7
8
8
10
1.3.
II.
2.1.
2.2.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Актуальность
Принципы и подходы к формированию Программы
Направления работы
Новизна Программы
Общие характеристики учебного курса
Возрастные особенности развития дошкольника
3 - 4 лет
Ожидаемые результаты освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание Программы
Взаимодействие педагога с воспитанниками
2.3.
III.
Взаимодействие с семьями воспитанников
ОРАГНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
18
20
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
3.1.
3.1.1.
3.1.2.
3.2.
3.2.1.
3.2.2.
3.2.3.
3.2.4.
IV.
Структура логоритмического занятия
Содержание занятий по логоритмике
Использование культурных практик
Способы и направления поддержки детской инициативы
Организация образовательной деятельности
Организационно-педагогические условия реализации
Программы
Система педагогической диагностики достижения
детьми планируемых результатов освоения Программы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Кадровые условия реализации Программы
Методы и приёмы организации работы с детьми
Информационно-методическое обеспечение Программы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Приложение
12
13
13
15
15
15
17
17
20
20
22
25
25
26
26
28
31
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Программа дополнительного образования по логоритмике (далее Программа)
направлена на формирование устойчивого интереса к музыкальной и речевой
деятельности, поддержанию положительного эмоционального отношения детей к
логоритмическим упражнениям, на
развитие у ребёнка моторики (общей и
мелкой), совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий,
на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Программа разработана для младших дошкольников (3 – 4 лет) в соответствии
со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(приказ
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
-
Методические
рекомендации
по
проектированию
Министерства
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);
-
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки
РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),
3
-
Письмо
министерства
просвещения
РФ
от
19.08.2022
адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
г.
«Об
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28),
- Устава Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида и с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
художественной и спецификой работы учреждения;
обучающихся
на
занятиях
- Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения «Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида (приказ от
31.08. 2021г. № 128/1);
Цель данной Программы — профилактика речевых и психомоторных
нарушений у младших дошкольников посредством оттачивания двигательных
навыков в процессе выполнения музыкально-ритмических движений.
Задачи:
Обучающие:
- формировать двигательные умения и навыки;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- расширять и активизировать словарный запас;
- формировать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать фонематическое восприятие и фонематические представления;
- формировать правильную осанку, походку.
Развивающие:
- развивать пространственные представления;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать переключаемость, координацию движений и моторных функций;
4
- развивать речевое дыхание;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать подвижность и переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление.
Воспитательные:
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- воспитывать эмоционально-волевые качества личности ребёнка.
Реализация Программы осуществляется на основании индивидуальных
договоров с родителями (законными представителями) воспитанников.
1.1.2. Актуальность
Речь – одна из важных сторон развития детей. Этот чудесный дар природы не
дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы
речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для детей.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и
взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых
ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие
связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также
было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что
вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем
звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в
эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства
ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для
дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что
они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что
помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это
5
форма активной терапии, профилактики и преодоление речевого и сопутствующих
нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических
функций, и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и
внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания
включается речевой материал, над качеством которого призвана работать
логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его
руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у
детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной,
двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание
эмоционально – волевых качеств личности.
С этой целью была разработана Программа, которая составлена на основе
учебно-методического пособия М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в
детском саду».
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация Программы проходит с учётом следующих принципов:
1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых
единиц.
2. Принцип последовательности. Каждое из направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы.
3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо легко выполнимо, с учётом уровня развития ребёнка.
4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
развития речи.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
– ребёнок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и
возрастные особенности.
6
7. Принцип
результативности.
Получение
положительного
результата
развития речи, оздоровление каждого ребёнка. Взаимоотношения указанных
компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или
связи между ними.
Методологические подходы к формированию Программы:
1. Личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные
личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
2. Индивидуальный
подход
учет
индивидуально-типологических
психофизиологических особенностей, обучающихся;
и
3. Возрастной подход – ориентировку педагога в процессе воспитания и
обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические,
психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности
групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит
отражение в возрастной периодизации развития детей.
4. Позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении
ребенка, позитивная ориентация обучения.
1.1.4. Направления работы
Данная программа представляет собой систему занятий по развитию чувства
ритма у детей второй младшей группы детского сада, которые построены в
соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного
возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует
формированию у ребёнка целостного восприятия пространства и времени,
гармонизации психического развития детей, решение речевых проблем на данном
этапе.
Известно, что ребёнок развивается в движении. Ученые коррекционной
педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи.
Совокупность
движений
тела
и
речевых
органов
способствует
снятию
напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей
происходит
положительная
перестройка
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. А логоритмика – это
7
система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с
произнесением специального речевого материала.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных
систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Развитие ритма
тесно
связано
с
формированием
пространственно-временных
отношений.
Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма
помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с
самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических
упражнениях и играх. А в последнее время специалисты обратили внимание на то,
что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным
состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а
медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством
взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание
логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения
указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из
них или связи между ними.
1.1.5. Новизна Программы
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие
технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребёнка, но и
способствуют
максимально
эффективному
повышению
уровня
звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса
детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей младшего дошкольного возраста.
1.1.6. Общие характеристики учебного курса
В основе логоритмических занятий лежит восприятие — воспроизведение
структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых,
графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма
повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования
8
(в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном,
двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном
единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и
цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся
находить
ритмическую
организацию
в
музыке
и
речи,
выкладывать
орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются
потенциальные
возможности
детей.
Комплексно-игровой
метод
наиболее
целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским
психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться
устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает
результативность в усвоении знаний.
Каждое занятие включает в себя артикуляционную и дыхательную
гимнастики, пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые
движениями,
нейроигры
и
танцевально-двигательную
элементарное
разминку,
музицирование
на
дидактические
шумовых
игры,
инструментах,
способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование
повторяющихся элементов и т.п.).
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые
формы русского фольклора и авторские стихи и стихи детских поэтов.
Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит
играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей
координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь,
речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах
является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма)
задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и
т.д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой и танцевальный
материал предварительно не заучивается.
9
1.2. Возрастные особенности развития дошкольника 3 - 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это
время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться
потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют
многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и
выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности.
Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка
начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, и в то
же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких,
они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений
свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная
внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и
интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет
без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более
полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного
к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими
словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного
предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее
воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из
сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет
опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно
смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и
реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что
было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и
эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то
одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
10
В
эмоциональном
плане
характерны
резкие
перепады
настроения.
Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На
настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе
сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребёнок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног
при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно
держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает
изобразительные умения.
Ребёнок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо
ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник,
объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине,
ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает
приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет
освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребёнок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него
есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую
игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре
зверей и птиц.
Ребёнка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части
речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребёнок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к
действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая
эмоциональность,
готовность
самостоятельно
воспроизводить
действия
и
поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с
неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для
добрых дел и поступков.
11
1.3. Ожидаемые результаты освоения Программы
Результатами
освоения
Программы
являются
целевые
ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
1. Владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
2. Ритмично выполняет движения в соответствии со словами, выразительно
передавая заданный характер, образ.
3. Управляет своим голосом и интонационной выразительностью речи.
4. Правильно берёт дыхание во время пения.
5. Обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата.
6. Правильно произносит звуки родного языка.
7. Выполняет оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки,
дыхательные
и
пальчиковые
упражнения,
самомассаж
лица
и
тела,
психологические этюды для напряжения и расслабления мышц всего тела,
гимнастики для глаз.
8. Ориентируется в пространстве, двигаются в заданном направлении,
выполняют различные виды ходьбы и бега.
9. Координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагируют на смену движений.
12
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание Программы
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей, представлено в пяти образовательных областях, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Познаватель
ное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Образовательная
область
Образовательная деятельность
развитие общения и взаимодействия ребёнка с
взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками;
формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества.
становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирования готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и
13
Речевое развитие
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы;
развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление
сознания;
развитие воображения и творческой активности.
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие
связной,
грамматически
диалогической и монологической речи;
развитие
Физическое
Художественно-
эстетическое развитие
правильной
развитие речевого творчества.
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, изобразительного), мира природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах
искусства;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности детей.
двигательной деятельности, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация;
способствующих
правильному
формированию,
координации движений, крупной и мелкой моторики
обеих рук;
становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере.
2.2. Взаимодействие педагога с воспитанниками
2.2.1. Структура логоритмического занятия
Структура занятия включает в себя вводную, основную и заключительные
части.
14
Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки,
упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации
движений, регулировку мышечного тонуса.
Основной части отводится 10-12 минут: включает в себя слушание музыки
для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных
инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие
дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на
развитие координации движения, на координацию речи с движением, на
координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических
движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа,
упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление
дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные
упражнения, упражнения на развитие дыхания.
2.2.2. Содержание занятий по логоритмике
Логоритмические занятия включает следующие виды упражнений:
Виды упражнений
Задачи
Вводная ходьба
и ориентирование
в пространстве
Динамические
упражнения
Тренировку памяти, внимания, координации движений,
регулировку мышечного тонуса.
Регуляция мышечного тонуса, развитие умения расслаблять
и напрягать группы мышц.
Позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
Артикуляционные
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
упражнения
мышцы глотки.
Дыхательная
гимнастика
Помогает выработать правильность речевого дыхания,
продолжительность, силу и правильное распределение
выдоха.
Упражнения на Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую,
развитие внимания и моторную.
памяти
15
Упражнения
–чистоговорки
Речевые игры
Автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять
правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов.
Способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры Развивают чувство ритма, темпа.
Пение песен
Развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных
звуков.
Пальчиковые игры и Способствуют скорейшему речевому развитию.
сказки
Элементарное
музицирование на
детских
музыкальных
инструментах
Театральные этюды
Развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа,
улучшает внимание, память, а также остальные
психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения.
Развивают мимическую и артикуляционную моторику,
пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение.
Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
Коммуникативные
достоинства; способствуют углублению осознания сферы
игры
общения; обучают умению сотрудничать.
Подвижные игры, Тренируют детей в координации слова и движения,
хороводы,
развивают внимание, память, быстроту реакции на смену
физкультурные движений.
минутки
Средства реализации образовательной программы:
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;
16
реальные и виртуальные.
Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой,
музыкально-ритмической деятельности детей.
2.2.3. Использование культурных практик
организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
взаимодействие детей и взрослых.
2.2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Необходимым условием развитием инициативного поведения является
воспитание ребёнка в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое
общение,
основанное
на
принципах
любви,
понимания,
терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного
развития позитивной свободы и самостоятельности ребёнка. Инициативный
ребёнок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять
познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет
субъективное, но чрезвычайное значение для развития личности ребёнка. Развитие
творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития
творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы
деятельности, предоставляемой ребёнку, а также широты его ориентировки в
окружающем мире и его осведомлённости. Инициативная личность развивается в
деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем
выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая
деятельность и динамичнее развитие личности. Одно из важных направлений
поддержки детской инициативы является использование педагогами метода
проектов, который позволяет формировать активную, самостоятельную и
инициативную позицию ребёнка и поддерживать устойчивый познавательный
интерес. Ребёнок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе
знания, умения, компетенции и ценности. Проектная деятельность поддерживает
детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется:
через создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
17
участников совместной деятельности;
через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
через поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
через создание условий для самостоятельной деятельности детей в
благодаря совместной познавательно-исследовательской деятельности
помощью игровых проблемных ситуаций;
чувств и мыслей;
видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и
т.д.);
развивающей предметно-пространственной среде группы;
взрослого и детей;
за счёт использования разнообразных средств наглядности, технических
средств обучения, новизны и оригинальности подачи материала и содержания
разных
видов
детской
деятельности
индивидуальными возможностями ребёнка.
в
соответствии
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Основными
направлениями
программы являются:
взаимодействия
с
с
семьей
интересами
по
и
реализации
повышение педагогической культуры родителей в рамках ознакомления с
логоритмикой, ее значением для развития дошкольников;
активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности
по реализации Программы.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и
интерес детей.
Чтобы
раскрыть
родителям
разнообразные формы работы:
Информативные
Родительское собрание
Индивидуальная беседа
Фотоотчёт
возможности
Образовательные
Консультация
Папка-передвижка
Мастер-класс
Логоритмики
используются
Исследовательские
Анкетирование
Тестирование
18
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация образовательной деятельности
Данная Программа рассчитана на 8 месяцев обучения. С третьей недели
сентября и до середины мая ведётся организованная образовательная деятельность
с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Программа предполагает
организацию совместной и самостоятельной деятельности два раза в неделю с
детьми младшего дошкольного возраста. Занятия проходят во вторую половину
дня. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к
«Требованиям к организации режима дня и учебных занятий». Продолжительность
образовательного процесса — 32 недели. Одна тема охватывается двумя
занятиями. Продолжительность одного занятия составляет от 15 до 20 минут.
Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов
для проведения занятий и мониторинга) составляет 64 часа в год.
Наименование
программы
Дополнительная
образовательная
программа
социальнопедагогической
направленности
«Логоритмика»
Кол-во
занятий в
неделю
Возрастна
я группа
в
в
недел
год
ю
3 - 4 года
2
64
Продолжител
ь-ность
занятия
Формы
аттестации/
контроля
15-20 мин
Педагогическая
диагностика
3.1.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
В программе используются педагогические технологии среди них –
педагогические технологии личностно ориентированного подхода, сотрудничества
и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности
дошкольников, здоровье сберегающие.
Здоровье сберегающие технологии, используемые в программе:
физкультурно-оздоровительные технологии;
19
технологии
обеспечения
ребенка.
К ним относятся:
социально-психологического
благополучия
организация
санитарно-эпидемиологического
режима
обеспечение
психологической
детей
и
гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
пребывания на занятии;
безопасности
во
создание
время
их
возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития
ребенка;
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
соблюдение мер по предупреждению травматизма.
С целью усиления развивающего эффекта форм и методов работы с детьми
программа предусматривает методы активизации познавательной активности
детей:
проблемные вопросы;
проблемные ситуации;
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим,
кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка
их
положительной
возможностях и способностях;
самооценки,
уверенности
в
собственных
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка
и учитывающего социальную ситуацию его развития;
20
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.1.2.
Система
педагогической
диагностики
достижения
планируемых результатов освоения Программы
детьми
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Логоритмика»
предполагает оценку индивидуального развития детей. Диагностика проводится в
начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,
умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических
занятий,
индивидуальной
работы
с
детьми.
Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности.
Диагностика проводиться 2 раза в год:
Сентябрь – проводится исследование состояния неречевых психических
функций детей.
Май – проверяется степень усвоения программы по итогам года.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике
Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.
21
Критерии:
Слуховое внимание.
1.
Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи, какая игрушка
звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника или колокольчик?» (5 предметов).
По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2.
Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление (5
заданий).
Ориентирование в пространстве.
1.
Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо (5
2.
Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
заданий). По 1 баллу за правильное выполнение.
впереди, сзади (5 заданий).
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений:
1.
2.
сначала по показу педагога (1 движение)
затем по словесным указаниям (1 движение).
Наблюдая за детьми, определить и оценить (где, 0 – показатель отсутствует, 1
– показатель есть):
силу движений (0-1)
точность движений (0-1),
темп движений (0-1),
координацию движений (0-1),
переключение от одного движения к другому (0-1).
Состояние мелкой моторики.
1.
Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами –
коза, корзинка, кошка (5 заданий). По 1 баллу за 1 правильно выполненную
фигуру.
2.
Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
22
3.
Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
4.
Переключение от одного движения к другому.
пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой) (5 заданий). По 1
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
баллу.
наоборот (5 заданий). По 1 баллу.
Слухоречевая память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и
повторить.
Для детей 3 – 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима,
колобок) (1 балл за каждое правильно названое слово).
Двигательная память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
– Детям 3 – 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в
стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). (1 балл за
каждое правильно выполненное движение)
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Сводная таблица результатов диагностики детей (см. Приложение 1.)
Баллы за задания суммируются и подводиться итог. Оценка в баллах носит
условный характер и введена с целью прослеживания динамики развития, при этом
основное внимание необходимо уделить углубленному качественному анализу
результатов диагностики.
На основе балловых показателей определены 3 уровня освоения Программы.
Предлагаем следующую шкалу оценки уровней:
23
высокий уровень – 50 и более баллов;
средний уровень – 16 – 49 баллов;
низкий уровень – до 15 баллов;
Уровни освоения программы:
Высокий уровень (В) – дети правильно выполняют все задания, не
испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и
движений.
Средний уровень (С) – дети испытывают незначительные затруднения при
выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого
материала снижен.
Низкий уровень (Н) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи
взрослого, допускают значительные ошибки.
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Оснащение кабинета:
Для реализации Программы используются музыкальный зал.
ТСО:
Ноутбук, аудиоустройство, выдвижной экран, проектор.
Дидактический материал:
картинный (иллюстративный) материал по лексическим темам;
библиотека методической литературы;
аудиотека;
пальчиковый театр;
разнообразные игрушки и атрибуты по лексическим темам.
Раздаточный материал:
мячи
В распоряжении педагога должны быть разнообразные атрибуты: ленты,
и обручи
разных
размеров,
гимнастические
палки,
флажки,
султанчики, «цветы», «листочки», детские шумовые музыкальные инструменты,
зеркала для артикуляционной гимнастики, наборы шпажек для пальчиковой
гимнастики, массажѐры и тренажѐры для рук и стоп,
трубочки,
вата
и
ватные диски для дыхательной гимнастики.
24
3.2.2. Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы осуществляется учителем-логопедом. Образование
педагогического работника соответствует квалификационным требованиям по
должностям и профессиональному стандарту педагога. Повышение квалификации
педагогов
осуществляется
в
соответствии
требованиями
законодательства,
перспективным планом и запросами педагогов. Повышение квалификации
педагогов является условием профессионального и личностного роста, залогом их
успешной профессиональной деятельности.
3.2.3. Методы и приёмы организации работы с детьми
В работе используются общепринятые методы и приемы.
Наглядные.
Наглядно-зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения;
подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий
Словесные.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи
и осознанного выполнения двигательных упражнений.
Приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и
песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.
Практические.
Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением
различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т. д. Пальчиковая гимнастика,
кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, игры с кинетическим
песком, самомассаж биологически активных точек.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
Ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети
лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей,
25
губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная
гимнастика
корректирует
нарушения
речевого
дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность
быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется
выполнять
правильные
движения,
отрабатывается
четкое,
ритмичное
произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации
без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды,
игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские
народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует
быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической
основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка,
способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное
музицирование
на
детских
музыкальных
инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на
26
занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных
инструментах
–
«шумелках»
из
коробочек
и
пластмассовых
бутылочек,
наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек,
«стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках»
из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в
себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в
движении
настроение
переживаниями.
и
образ,
обогащает
их
новыми
эмоциональными
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения;
приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные
игры,
хороводы,
физкультминутки
тренируют
детей
в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на
смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
3.2.4. Информационно - методическое обеспечение Программы
Информационное обеспечение:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
https://gramoteyka.jimdofree.com/
https://elenagaidar.ru/wp-content/uploads/2020/06/1234-01-1536x635.jpg
https://www.maam.ru/obrazovanie/logoritmika/mladshaya-gruppa
https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/
https://proshkina.pro/sbornik/index.html
https://deti-online.com/pesni/logoritmika-zheleznovy/
http://logoped.kam16.caduk.ru/p67aa1.html
https://vk.com/music/playlist/-192909318_1
https://deti-online.com/pesni/logoritmika-zheleznovy/
10. https://web.ligaudio.ru/mp3/железновы.%20подвижные%20игрыпесенки%2
0для%20детей.
и др. методические материалы сети Интернет
Методическое обеспечение:
27
1.
в
Диагностика нарушений речи детей и организация логопедической работы
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения.
Сборник
методических рекомендаций. ДЕТСТВО-ПРЕСС, РГПУ им. Герцена - СПб.:
2001;
2.
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3.
Картушина
4.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 М.,
5.
Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
6.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей
7.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
8.
Нищева
3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2005;
М.
Ю.
Логоритмические
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
занятия
в
детском
саду:
«ТЦ Сфера», 2010
«Скрипторий», 2013г.
с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Н.В.
Логопедическая
ритмика
в
системе
коррекционно–развивающей работы в детском садике», СПб, Детство-Пресс,
2014 г;
9.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2003;
10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса,
2002;
11. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
12. Новикова О. Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое пособие: -
М.,2005
13. Оганесяс. А. К. Логоритмика: - М.С.Г.И.2000
28
14. Тимофеева Е.Ю. Чернова. Е. И. Пальчиковая гимнастика: -СПб.2006
15. Фомичева.
М.Ф. Учите детей говорить правильно: Методические
рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: -м.1986
16. Шашекина Г.Р. Логоритмика:- м Владос2005
17. Чижова Е. Рисуем и рассказываем/ сер. Развивающие методики: -М 2005
18. Кисилева Т. В. Манакова Л.А. Логопедическая ритмика в системе
коррекционно -развивающей работы с детьми.
19. Воронина. А. Е. Логоритмика
20. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М, ВЛАДОС, 2002
21. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013
22. Логоритмика по методике Железновой Е.В. «Развиваем речь через
движение»
23. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с
неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
—88с
24. Дедюхина
Г.В.: Работа над ритмом в логопедической практике.
Методическое пособие. –М., Айрис-Пресс, 2006
25. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики». С-П., Невская
нота,2009 г.
26. «Развивающая
педагогика
Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
оздоровления»
В.Т.
Кудрявцева,
Б.Б.
27. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей».
28. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
29. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
30. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
31. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
32. «Музыкальная палитра», 2004г.
29
30
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Приложение 1
Сводная таблица результатов диагностики детей
Дата обследования: начало года____________________
конец года____________________
№
1
Слуховое
внимание
Ф.И.
ребенка
НГ
1
КГ
2
1
2
Слухоречевая
память
Двигательная
память
Общая
моторика
Мелкая моторика
НГ
НГ
НГ
НГ
1
КГ
1
1
КГ
2
1
КГ
2
1
2
1
2
3
Ориентировка
в пространстве
КГ
4
1
2
НГ
3
4
1
КГ
1
2
Итого:
В
2
Всего балов
НГ
КГ
2
3
4
5
6
7
8
9
10
С
Н
31
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по Логоритмике для детей 3-4 лет
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного
аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык
дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения,
игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды,
32
игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный
лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих
способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым
развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые
игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание
текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма,
метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и
поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной
крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
33
Театральные этюды.
Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и
пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее
управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание,
углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
Месяц
№ п/п
Тема занятия
Содержание
Мониторинг начало года
Сентябрь
1
«Осенние подарки»
2
3
«Веселый огород»
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
35
4
5
«Фруктовая корзинка»
Октябрь
6
7
«Лесная полянка»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
36
8
9
«Лесные животные»
10
11
«Животные жарких стран»
7.Релаксационная музыка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
37
12
13
«Одежда»
Ноябрь
14
15
«Обувь»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
38
16
17
«Магазин игрушек»
18
19
«Мебель»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
39
20
21
«Зима пришла»
Декабрь
22
23
«Птичья кормушка»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
40
24
25
«Зимние забавы»
26
27
«Новогодний праздник»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
41
28
29
«Посуда»
Январь
30
31
«Моя семья»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Игра с конструктором.
42
32
33
«Части тела и лица»
34
35
«Транспорт»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
43
36
37
«Продукты питания»
Февраль
38
39
«В гостях у сказки»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
44
40
41
«Защитники отечества»
42
43
«Животные севера»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
45
44
45
«Весна»
Март
46
47
«Мамин праздник»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
46
48
49
«Домашние птицы»
50
51
«Домашние животные»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
47
52
53
«Животный мир морей и океанов»
Апрель
54
55
«Космос»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная/Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Речевая игра.
48
56
57
«Насекомые»
58
59
«Цветы и травы»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
49
60
61
«День Победы»
Май
62
63
«Вот оно, какое наше лето»
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Музыкальная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Логоритмическое упражнение.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Дыхательная гимнастика.
6.Продуктивная деятельность.
50
7.Танцеваотно-двигательная разминка.
1.Огранизационный момент.
2.Артикуляционнаягимнастика.
3.Проговаривание чистоговорок.
4.Подвижная игра.
5.Мимическая гимнастика.
6.Дидактическая игра.
7.Элементарное музицирование.
64
Мониторинг конец года
51
52