Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида
Принято
Педагогическим советом МАДОУ №51
Протокол № от « »____________ 2025 г.
Утверждена
приказом по МАДОУ № 51
Заведующим__________О.В. Морозовой
Приказ №
от. « »___________2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
Для детей 5-7 лет
«Маленькие гении»
Верхняя Салда
2025
СОДЕРЖАНИЕ:
I.
1.1.
1.2.
1.3.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели, задачи и принципы реализации программы
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
3
3
5
7
1.4.
Планируемые результаты освоения программы
8
II.
2.1.
2.2.
2.3.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Система организации коррекционно-развивающей деятельности
Содержание коррекционно-развивающей работы
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (или лицами, их
заменяющими)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно-тематический план Программы
Календарный учебный график
16
16
18
23
Условия реализации Программы
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение
24
25
27
III.
3.1.
3.2.
3.3.
IV.
20
20
23
2
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Маленькие гении» (далее – Программа) составлена для детей 5-7 лет,
посещающих муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №51 «Вишенка».
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социально
–
педагогической направленности «Маленькие гении» предназначена для
подготовки детей 6-7 лет к школе в рамках преемственности между
дошкольным и начальным школьным образованием.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 07.10.2022)
«Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 996р;
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки Российской
федерации от 18.1.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Письма Минобразования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3
- Иными нормативными и уставными документами в МАДОУ «Детский
сад № 51 «Вишенка».
Актуальность программы обусловлена положениями нового
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно
которому дошкольное образование направлено на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
С учетом современных требований к обучению и воспитанию.
Важнейшим элементом общего процесса подготовки ребенка к
школьному обучению является психологическая готовность, которая
включает в себя не только эмоциональные и социальные аспекты, но и личные
характеристики, которые обеспечивают успешную адаптацию к школьной
среде. Компонентами психологической готовности являются эмоциональная
готовность, социальная готовность, коммуникативная готовность, а также
личностная готовность. Понимание и развитие всех этих аспектов определяют
успешность адаптации, что также влияет на обучение ребенка и на
формирование его самооценки. Создание комфортной развивающей
образовательной среды для общего развития ребёнка дошкольного возраста,
его потенциальных возможностей в сложный период перехода из дошкольного
детства в школьное обучение определяет направление дополнительной
общеразвивающей программы социально-педагогической направленности
«Маленькие гении».
Срок реализации программы – 27 недель.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели
и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения.
Содержательный раздел Программы включает описание развивающей
деятельности. Программа направлена на создание условий для формирования
психологической готовности к школе и облегчение процесса адаптации.
Организационный раздел Программы содержит материальнотехнические условия реализации Программы, особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, календарный план
коррекционной работы, а также мониторинг результатов.
Данная дополнительная образовательная программа имеет социальнопедагогическую направленность: является программой социальнопсихологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление
нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников
к школьному обучению. Программа представляет собой систему диагностики
4
и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения
и воспитания.
Программа «Маленькие гении» решает задачи общего развития
будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических
функций, необходимых для обучения в школе. Таким образом, программа
имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна образовательной Программы заключается в том, что она
предполагает использование современных педагогических технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы
ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа
представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной
логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого
уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и
педагогами, мотивационной готовности к школе.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Научнопедагогические исследования и практический опыт показывают, что для
успешного обучения детей в школе важнее не только специальная подготовка
по предмету, но и формирование у ребенка психологической и общеучебной
готовности к школе, развитие физических навыков, формирование
фонематических процессов, саморегуляции. Также важными являются
эмоциональное развитие и коммуникативные навыки. Для того, чтобы достичь
наибольшего эффекта необходим комплексный подход, что и обеспечить
Программа.
1.2. Цель, задачи и принципы реализации программы.
Основной целью является обеспечение всестороннего развития детей и
их подготовка к успешной адаптации в школьной среде в процессе
формирования необходимых знаний, навыков сотрудничества и
коммуникации, а также мотивации к обучению.
Основные задачи программы:
• сохранение и укрепление здоровья и физической активности детей
через подвижные игры, формирование привычек здорового образа жизни;
• стимулирование креативности и воображения детей;
• поддержка индивидуальных особенностей и интересов каждого
ребенка;
• развитие любознательности, творческой активности, инициативности,
самостоятельности;
• формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
навыков командной работы, умения слушать и формулировать свои мысли;
• обучение пониманию и умению выражать свои эмоции;
• развитие умения принимать решения, планировать выполнение
простых задач;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения
5
ребёнка к школе и познавательной деятельности;
формирование необходимых навыков и знаний.
Программа рассчитана на один учебный год и реализуется с 01 октября
2025 года по 25 апреля 2025 года и составляет 27 учебных недель. Занятия по
Программе проводятся по запросу родителей (законных представителей) на
основании договора. Продолжительность занятий обусловлена возрастными
особенностями детей 6-7 лет.
Занятия проводятся в очном формате– количество занятий в неделю – 2.
Форма очной организации образовательного процесса предполагает
групповые занятия.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с
учётом следующих принципов:
1.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Данный принцип является ключевым аспектом педагогики, который помогает
максимально эффективно организовать образовательный процесс и
обеспечить всестороннее развития каждого ребенка.
2.
Систематичность и последовательность. Организация процесса
обучения и воспитания в логической последовательности, что способствует
более качественному усвоению материала.
3.
Вариантность и вариативность. Способствует созданию гибкой и
многообразной обучающей среды с учетом потребностей каждого ребенка.
4.
Доступность и достаточность. Включает в себя материальнотехническое оснащение, а также педагогическое сопровождение, необходимое
для полноценной реализации Программы.
5.
Наглядность. Способствует созданию более интересной и
эффективной учебной среды, которая будет способствовать развитию
познавательных и творческих навыков.
6.
Достоверность. Способствует созданию основы для получения
качественных знаний, развитию аналитических навыков и формированию
критического мышления у детей.
7.
Комплексность. Программа охватывает аспекты, необходимые
для всестороннего развития ребенка: интеллектуальный, эмоциональный,
социальный и физический.
8.
Разнообразие игровых и творческих заданий. Способствует
созданию динамичной и привлекательной учебной среды.
9.
Многообразие видов художественно-творческой деятельности
(игровая, художественно-речевая, театрализованная).
6
1.3. Значимые для разработки
и реализации программы характеристики
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – важный этап в формировании
личности ребенка. Происходят значительные изменения в психическом
развитии ребенка. Этот период характеризуется активным формированием
познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, социальных
навыков и подготовкой к школе.
1.
Познавательное развитие.
Восприятие становится более целенаправленным и аналитическим.
Дети могут выделять конкретные детали, сравнивать предметы по форме,
цвету и размеру.
Память развивается: увеличивается её объем, запоминание становится
произвольным.
Происходит формирование наглядно-образного типа мышления, к 7
годам – формируется логическое мышление.
Развитие воображения проявляется в ролевых играх, рисовании,
сочинении историй.
Внимание становится более устойчивым (ребенок может оставаться
продуктивным и включенным в деятельность в течение 30 минут), однако
преобладающим типом внимания остается непроизвольное.
2. Речевое развитие.
Словарный запас ребенка 6-7 лет составляет 2500-7000 слов.
Происходит формирование грамматически правильной речи, предложения
становятся более развернутыми и сложными. В этом возрасте активно
развивается фонематическое восприятие, что имеет определяющую
значимость на этапе становления правильного звукопроизношения, а также в
период обучения чтению и письму.
Дети в возрасте 6-7 лет умеют пересказывать сказки, описывать
события, полноценно поддерживать диалог.
3. Эмоционально-волевая сфера.
Эмоции детей становятся более устойчивыми, но еще возможны резкие
перепады настроения. На данном этапе активно развивается эмпатия
(способность понимать чувства других людей). Появляется самоконтроль
(способность управлять собственным поведением). Однако волевые процессы
еще не обладают достаточной устойчивостью.
В возрасте 5-7 лет у детей активно формируется самооценка.
4. Социальное развитие.
Увеличивается интерес к коллективным играм, появляются дружеские
привязанности.
Развивается способность соблюдать правила игры (также в общении).
Появляется ролевое поведение (ребенок осознает пи примеряет разные
социальные роли: врач, учитель, родитель).
7
К 7 годам формируется внутренняя позиция школьника – появляется
желание учиться, получать новые знания.
5. Мотивационная сфера.
Происходит формирование познавательной мотивации (интерес к
обучению).
Развивается соревновательный момент (желание побеждать и быть
лучшим).
К 6-7 годам формируется готовность к школе (умение слушать
инструкции, работать по правилам, контролировать свои действия).
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются
предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
8
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире,
в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста
должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Развитие потенциальных
возможностей ребёнка осуществляется посредством овладения им
различными
видами
универсальных
учебных
действий
(УУД),
предложенными федеральным государственным общеобразовательным
стандартом начального общего образования. В результате занятий по
дополнительной общеразвивающей программе «Маленькие гении» у
дошкольника сформируются следующие предпосылки к достижению
личностных
и
метапредметных
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных) универсальных учебных действий, предметные
результаты.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование
Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению)
дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые
общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как
поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам
и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько
его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего
тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои
эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
9
- уважать свою семью, родителей, доброжелательно относиться к
сверстникам;
- высказывать своё отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
- освоить роль ученика; проявлять интерес (мотивации) к учению.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности:
«Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками их формированию)
дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии под
руководством учителя;
- осуществлять действия по образцу и заданному правилу, по предложенному
учителем плану;
- сохранять заданную цель;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять контроль своей деятельности по результату;
-видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
- совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- оценивать результаты своей работы под руководством учителя;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и
несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнивать, сопоставлять и группировать различные объекты (числа,
геометрические фигуры, предметные картинки);
10
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- устанавливать аналогии;
- выделять общее и различное;
- делать простейшие выводы в результате совместной работы с учителем;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших
моделей, описывать предмет, картинку);
- самостоятельно выбирать способы решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- владеть
определенными вербальными и невербальными средствами
общения;
- называть фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- отвечать на вопросы учителя и других детей;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- слушать собеседника, задавать вопросы, чтобы с их помощью получать
необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- позитивно относиться к процессу сотрудничества со взрослыми и
сверстниками;
- ориентироваться на партнёра по общению;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов интересов;
- участвовать в диалоге на занятии и других жизненных ситуациях;
- выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих умений. В результате обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Маленькие гении» дошкольник научится:
• проводить классификацию звуков по их произношению;
• выделять заданный звук из слова;
• определять место звука в слове;
• складывать слоги и читать простые слова;
•определять границы слов и предложения;
• проводить классификацию печатных букв по их элементам;
• внимательно слушать литературные произведения;
11
• называть персонажей, основные события;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
• пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
• составлять рассказы, сказки по картине, серии картинок;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения, использовать
принятые нормы вежливого речевого общения;
• различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок,
треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в
окружающем мире;
• называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с
любого числа;
• сравнивать количество предметов в двух группах;
• определять количество предметов в заданной группе и устно
обозначать результат числом;
• объяснять (на предметах, предметных рисунках, на схематичных
рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
• взаимодействовать со сверстниками для решения общей задачи;
• распределять роли в игре и выполнять свою задачу;
• отличать простую текстовую задачу от рассказа с числами;
• ориентироваться на листе бумаги, на плоскости и в пространстве;
• определять взаимное расположение предметов;
• сравнивать предметы по длине, массе, используя практические
действия, упорядочивать их;
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться
по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• называть свои эмоции, определять эмоции сверстников;
• различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
• различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Система организации коррекционно-развивающей деятельности
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный
законченный блок. Программа «Маленькие гении» обеспечивает
преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального
обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное
содержание, целью которого является развитие ребёнка. Особенностью
12
содержания Программы является то, что материал разработан на
интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
— интеграция творческой деятельности с целью воспитания восприятия
и познания образа, представленного средствами выразительности разных
видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески
мыслить;
— взаимосвязь ребёнка с окружающим миром, учитывающая присущий
ему наглядно-образный характер познания;
— широкое включение искусства и произведений детского творчества
в жизнь ребёнка и окружающую его среду;
— частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного
рода перегрузок.
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе»
включает следующие образовательные области: «Речевое развитие» (курс
«Ступеньки к грамоте для дошколят», автор – И.А.Березняк) «Скоро в
школу».
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы
Образовательная область «Речевое развитие»
Программа курса «Ступеньки к грамоте для дошколят»
Пояснительная записка
Программа курса «Ступеньки к грамоте для дошколят» (автор – И.А.
Березняк) помогает практически подготовить детей к обучению чтению,
письму и совершенствует их устную речь.
Содержание курса направлено на развитие фонематического
восприятия, формирование первоначальных навыков чтения и развитие
мотивации к дальнейшему обучению.
Содержание курса направлено на поэтапное обучение грамоте, развитие
фонематического восприятия и связанного с ним формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Отличительной чертой данного курса является представление
материала в определенной последовательности, с учетом формирования
фонематических процессов и возрастных особенностей детей.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе
являются:
— развитие фонематического восприятия;
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
13
— формирование грамматического строя речи ребёнка;
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно
говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что
такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведётся работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке отчётливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При
подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки»,
которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребёнка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма
полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа курса «Ступеньки к грамоте для дошколят»
решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению
письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур,
элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы
различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
14
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать
тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к
восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета,
обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовать
недостающие элементы предметов, вписывание предметов в ограниченное
пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Содержание.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и
активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и
одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности,
поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие
слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи;
находить в литературном произведении, прочитанном педагогом
(стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно,
метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять
их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам педагога (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать
и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий,
признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова,
использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать
умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации.
Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить
сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные
признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма,
15
цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и
употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в
речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно
логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к
его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать
загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.
Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на
заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц,
деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. Д.) по плану, предложенному
педагогом, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи
взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить
краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание
содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному
творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать у них интерес к речи
окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование
элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения,
умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое
внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются
элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые
разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного
языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания,
губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и
сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков,
закрепление и автоматизация звука.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению,
орфоэпическим
нормам
литературного
языка.
Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять
правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на
слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому
произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
16
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать
гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и
печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки
в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой
структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с
помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации,
составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки
предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с
правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки)
при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей
строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с
конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и
конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.
Образовательная область «Скоро в школу»
Пояснительная записка
Программа разработана в целях обогащения детей подготовительной
группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для
успешного развития процесса общения, формирование психологической
готовности к школе. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют
возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную
образовательную программу детского сада.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой
психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через
общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким
возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные
17
способности и качества. Через активное общение человек становится
личностью.
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов,
работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым
начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня
рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша
возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный
ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы,
слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного
малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что
дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо
уделять больше внимания именно этой проблеме.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными
собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми,
родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать
разные коммуникативные задачи.
В качестве основного метода программы предлагается главный метод
развивающего обучения – игра, также в программу включен метод экскурсия.
Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам,
игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся
ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально
разнообразно формируются навыки общения.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в
котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте
проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь
выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом
отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только
по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это
обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением
в понимание содержания нравственных качеств.
Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности
ребёнка.
Исходя из выше изложенного, образовательная область «Формирование
готовности к школьному обучению» не только поможет дошкольникам
овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями,
чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и
поможет сформировать у дошкольника навыки саморегуляции, мотивацию к
школьному обучению и умение взаимодействовать в группе сверстников.
Содержание
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют
дети подготовительной группы, возраст 6-7 лет.
18
Продолжительность образовательного процесса по программе
составляет 27 недель.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Методы и приёмы:
- игра с правилами;
- экскурсия.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность – 30
минут.
Участники: дети подготовительной группы
Работа с родителями: памятки для родителей по формированию
навыка общения, консультация для родителей детей подготовительной
группы: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы, день открытых
дверей (октябрь, март), итоговое открытое занятие (май).
Планируемые результаты.
- соблюдать социальные нормы поведения, положительно относится к
взаимопомощи и дружелюбию в среде сверстников и взрослых.
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать
в совместных играх. Обладать установкой положительного отношения к миру,
к другим людям и самому себе.
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- познакомиться со школьной средой, правилами поведения в школе,
образом «ученика».
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (или лицами, их
заменяющими)
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того,
как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это
важно для логопедических занятий, так как родители должны уметь
выполнять задания в домашних условиях.
Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной,
ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком
случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии
оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании
ребёнка, то следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными
и действенными участниками коррекционного процесса.
Как правило, просветительская и консультационная работа
осуществляется в форме групповых встреч с родителями, на которых
подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для
19
дальнейшей работы, отмечается положительная динамика и успехи и
достижения детей. Родители получают рекомендации в устной или
письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского
уголка.
Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной
информации – эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть
информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её
зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение
только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в
состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно
получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли
осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в
начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и
вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия
последовательно и точно.
В работе с родителями также широко используются вспомогательные
наглядные средства: тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы
выполненных заданий. Рекомендации родителям и домашняя НОД родителей
с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать
отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Задания пособий
подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского
сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка
учтены его индивидуальные особенности развития.
Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей
консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по
тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием.
Тематика консультаций также определяется на весь учебный год.
Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только
необходимый родителям конкретный материал.
Родители могут воспользоваться подбором практического материала.
Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.
Логопед предоставляет родителям возможность участвовать в
образовательном процессе, занимаясь по домашним заданиям. Так они могут
проследить систему и динамику обучения. Для дополнительной проработки
иногда домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.
Прекрасные результаты дает использование карточек и картотек. С их
помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие
дисциплинирует детей, повышает их ответственность. С помощью
вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить
партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности
интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить
родителей конкретным приемам логопедической работы.
20
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
2,.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Тема занятия
Подготовительная группа (6-7 лет)
Звук У
Звук А
Звук И
Звук О
Звук М
Звук М'
Звуки М, М'
Звук Н
Звуки Н, Н'
Звук П
Звуки П,П'
Звук Т
Звук К
Звуки К,К'
Звуки К,Т
Звуки Т,П
Звук Х
Звуки Х,К
Звуки Х,Х'
Звук Ы
Звук В
Звуки В,В'
Звук Ф
Звуки Ф,Ф'
Дифференциация звуков В-Ф
Звуки Б,Б'
Дифференциация звуков Б-П
Кол-во
занят
ий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебно-тематический план программы
Тематическое планирование курса «Речевое развитие
21
№
28.
п/п
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Тема занятия
Звуки Д,Д'
Звуки Т,Т'
Дифференциация звуков
Д-Т
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Звуки Г,Г'
Дифференциация звуков К-Г
Звук С
Звуки С,С'
Звук З
Звуки З,З'
Дифференциация звуков С-З
Звук Ш
Звук Ж
Звуки Ш,Ж
Дифференциация звуков С-Ш
Дифференциация звуков З-Ж
Звук Э
Звук Й
Буква Е
Буква Я
Буква Ю
Буква Ё
Буква Ь
Звук Ч'
Звук Ц
Дифференциация звуков Ц'-Ч'
Дифференциация звуков Ц-С
Дифференциация звуков Ч'-Т'
Звук Щ'
Дифференциация звуков Щ'- Ч'
Дифференциация звуков Щ'-С'
Буква Ъ
Кол-во
1
занят
ий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование курса «Скоро в школу»
22
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Экскурсия в школу «Первичная»
Экскурсия «Посещение школьного урока»
Коммуникативная игра «Дружные ребята»
Игра «Перекличка-путанка»
Игра «Змейка»
Игра «Общение без слов»
Игра «Слепец и поводырь»
Игра «Волшебные водоросли»
Игра «Ловишки»
Игра «Великаны и гномы»
Игра «Хитрая лиса»
Игра «Мышеловка»
Игра «Охотники и соколы»
Игра «Два мороза»
Игра «Паук и мухи»
Игра «Ключи»
Игра «Карусель»
Игра «Тихо-громко»
Игра «Третий лишний»
Игра «Кошка и мыши»
Игра «Почта»
Игра «Запрещенное движение»
Игра «Дракон»
Игра «Горячая картошка»
Игра «Быстро шагай»
Игра «Части тела»
Игра «Плетень»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.2 Календарный учебный график
Сроки реализации программы: 1 год
начало занятий – 1 октября текущего учебного года;
окончание занятий – 25 апреля текущего учебного года.
Программа рассчитана на 27 учебных недель, общее количество занятий
– 81. Занятие по «Образовательной области «Речевое развитие» проводятся 2
раза в неделю, занятия из образовательной области «Скоро в школу»
проводятся 1 раз в 2 недели. Общая продолжительность одного занятия – 30
минут.
23
Период
01.10.2025 – 25.04.2026
Кол-во занятий
образовательная область
«Речевое развитие»
54
Кол-во занятий
образовательная область
«Скоро в школу»
27
Формы и режим занятий
Порядок организации работы подготовительных занятий:
форма проведения занятий – групповая.
Начало и окончание занятий регламентируется расписанием, утвержденным
приказом заведующего учреждения.
3. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Образовательная деятельность по Программе проходит в кабинете
учителя-логопеда, который отвечает всем необходимым санитарногигиеническим требованиям. Он оснащен: детскими регулируемыми
модульными столами и стульями, соответствующими росту детей.
1. Оборудование логопедического кабинета:
Логопедический интерактивный стол
ПМК Логомер по коррекции речевых недостатков у дошкольников
(коррекция
звукопроизношения,
развитие
фонематических
процессов, обучение грамоте, подготовка к школе)
Столы. Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным
материалом.
Доска, расположенная на уровне роста детей.
Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий,
дидактических игр и методической литературы.
Зеркало
Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с
ребенком и несколько стульев.
Бумажные салфетки.
Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
Фланелеграф или наборное полотно
Технические
средства
(игры
интерактивные,
компьютер,
презентации).
Экран для демонстрации презентаций.
Настенная слоговая таблица.
Наглядный материал, используемый при обследовании детей.
Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в
конвертах или папках.
24
Учебные пособия в виде карточек-символов (графических
изображений звуков, слов, предложений и т.д.
Различные речевые игры.
Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.
Методическая литература.
Настенные часы.
3.
Материально – технические условия:
Методические разработки занятий
Учебные и методические пособия;
Дидактический наглядно-иллюстративный материал для занятий;
Электронные образовательные ресурсы: презентации по темам
занятий.
Кадровое обеспечение Программы
Реализация
Программы
обеспечивается
квалифицированными
педагогическими
работниками,
Необходимым
условием
является
непрерывное сопровождение Программы педагогическими и учебновспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в
дошкольной группе.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников
соответствует
квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалифик
ационном
справочн
ике
должностей
рук
оводите
лей,
специалистов
и
служащ
их, раздел
«Квалификационные
характеристики
должностей
работников
образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные книги программы:
4.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена
Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028);
5.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022);
3.
Ступеньки к грамоте для дошколят. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
И.А. Березняк.
4.
Ступеньки к грамоте для дошколят. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
И.А. Березняк.
25
5.
Мои первые слоги и слова. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. И.А.
Березняк.
26
Приложение
Картотека игр
Образовательная область «Скоро в школу»
Игра «Дружные ребята»
Цель: Упражнять в беге с увертыванием; развивать внимание; воспитывать
дружелюбие, взаимовыручку.
Инвентарь: Карточки, на которых изображены: две рядом стоящие
девочки, два рядом стоящих мальчика, рядом стоящие девочка и мальчик.
Выбирают Водящего, который будет пятнать детей. Он встает в середине зала.
Остальные дети образуют пары (лучше мальчик-девочка), берутся за руки. По
сигналу взрослого дети начинают ходьбу по периметру площадки с
произнесением слов:
Мы, девочки, мы, мальчишки, - дружные ребята.
Любим очень мы играть – мы же дошколята.
Чтоб в игре не выбывать,
Надо друга выручать.
После этих слов взрослый показывает детям карточку, на которой изображены
две рядом стоящие девочки и (или) два рядом стоящих мальчика. Это значит,
что в игре девочки могут выручать только девочек, а мальчики только
мальчиков. Если на карточке изображены стоящие рядом девочка и мальчик,
то в данном случае девочки выручают только мальчиков, а мальчики - только
девочек. После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Если Водящий
коснулся игрока рукой, он должен остановиться и принять положение «ноги
шире плеч, руки на пояс» и ждать, когда кто-то из детей его выручит –
проползет под ним. После этого он может продолжать бегать. Игра
продолжается некоторое время, затем выбирается новый водящий, и игра
повторяется.
Игра «Перекличка – путанка»
Цель: установить позитивный первичный контакт, активизировать
произвольное внимание детей; включить всех детей в активную работу.
Ход игры: Педагог-психолог приветствует детей, начинает знакомиться с
ними: называет имена и фамилии присутствующих детей, путая при этом
имена и фамилии (например, имя называется правильно, фамилия – нет, и
наоборот). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда
правильно названы и имя, и фамилия.
Игра «Змейка».
П: Ребята, мы все с вами такие разные, но у нас есть много общего: когда мы
вместе, мы можем легко преодолеть любые препятствия, справиться с любыми
трудностями. Сейчас мы поиграем в игру, где вам нужно встать и взяться за
плечи стоящего впереди. В таком положении вы будете преодолевать
различные препятствия. Одно условие: не отцепляться друг от друга!
27
Цель:
Развить
чувство
поддержки;
учить
доверять
сверстникам; стимулировать у детей желание в игровом сотрудничестве,
получение позитивных эмоций.
Ход игры: Играющие встают друг за другом и держатся за плечи впереди
стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия,
сначала в медленном темпе, потом – в быстром. В игре можно использовать
различный спортивный инвентарь: «буйки», барьеры для перешагивания,
обручи и т.д.
Игра «Общение без слов»
Цель: учить понимать свои чувства, возникающие в процессе игры,
прикосновений;
научить
детей
физическому
выражению
своих
положительных чувств; способствовать развитию групповой сплочённости.
Задачи: с помощью невербальных средств выразить чувства по отношению к
партнёру. Дать возможность почувствовать больше доверия к сверстникам.
Ход игры: Упражнение выполняется молча. Необходимо встать в два
концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги
начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по
команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга дети образуют пару.
Педагог даёт команды:
- Закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться
дальше.
- Положить руки на плечи друг другу и в течение 5-10 секунд смотреть
партнёру в глаза, улыбнуться. Опустить руки и двигаться дальше.
- Выразить партнёру поддержку с помощью рук (вариант: погладить друг
друга по голове).
Слепец и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по
общению.
Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один
закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться
различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими
парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.
Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем
участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит
определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя
надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему
товарищу. Почему?
Волшебные водоросли
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели
приемлемыми способами общения.
28
Содержание. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг,
образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют
прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не
пропустить его, если их плохо попросят.
Подвижная игра «Ловишки»
Цель:
развивать
ловкость,
быстроту.
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в
центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую
сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой.
2 вариант. По сигналу дети бегают врассыпную, а ловишка старается
поймать как можно больше игроков.
Малоподвижная игра «Великаны и гномы»
Цель:
Упражнять
детей
действовать
по
сигналу.
Ход игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может
произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все
должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все
должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он
вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим
писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или
произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается
на
носочки.
Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний
игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в
быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от
друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим
закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в
лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих,
который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим
открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст
ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а
затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга.
Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх,
говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит.
Пойманного лиса отводит домой в нору.
Подвижная игра «Мышеловка»
29
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со
словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и
ходьбе
по
кругу.
Способствовать
развитию
речи.
Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует
круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие,
изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу,
приговаривая:
«Ах,
как
мыши
надоели,
все
погрызли,
все
поели.
Берегитесь
же,
плутовки,
доберемся
мы
до
вас.
Вам
поставим
мышеловки,
переловим
всех
сейчас».
Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота.
Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя:
«хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка
захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются
пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер
мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Подвижная игра «Охотники и соколы»
Цель: Упражнять в быстром беге, развивать быстроту реакции.
Ход игры: На одной стороне зала (площадки) находятся соколы. Посередине
зала стоят два охотника. По сигналу педагога «Соколы, летите!» дети
перебегают на другую сторону зала, а охотники стараются их поймать
(запятнать), прежде чем те пересекут условную линию. При повторении игры
выбираются
другие
водящие,
но
не
из
числа
пойманных.
Подвижная игра «Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по
слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию
речи.
Ход игры: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями
два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки.
Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине
площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз
Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят:
«Мы
два
брата
молодые,
два
мороза
удалые.
Я
–
Мороз
Красный
Нос.
Я
–
Мороз
Синий
Нос.
Кто
из
вас
решиться,
в
путь-дороженьку
пуститься?»
Все
играющие
отвечают:
«Не
боимся
мы
угроз
и
не
страшен
нам
мороз»
и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы
30
стараются их заморозить, т. Е. Коснуться рукой. Замороженные
останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания
перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они
присоединяются к играющим.
Подвижная игра «Паук и мухи»
Ход игры. В одном углу зала обозначается кружком паутина, где живет
водящий-паук. Остальные дети – мухи. По сигналу воспитателя все мухи
разбегаются по залу, «летают», жужжат. Паук находится в паутине.
По сигналу «Паук» мухи останавливаются в том месте, где их застала
команда. Паук ходит и внимательно смотрит. Того, кто пошевелится, паук
отводит в свою паутину. После двух повторений подсчитывается количество
пойманных мух. Игра возобновляется с другим водящим.
Подвижная игра «Ключи»
Цель: Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать
по
сигналу.
Ход игры: Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке
(или выложенные из коротких шнуров) на расстоянии 2м один от другого.
Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где
ключи?» Тот отвечает: «Пойди к …(называет одного из детей), постучи!» В
это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен
быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго
не может занять кружок, он кричит: «Нашел ключи!» Тогда все играющие
меняются местами, оставшийся без места становится водящим.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их
со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Ход игры: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы
которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются
налево
и
говорят
стихотворение:
«Еле,
еле,
еле,
еле,
завертелись
карусели.
А
потом
кругом,
кругом,
все
бегом,
бегом,
бегом».
В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала
медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель
приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель
меняет
направление
движения,
говоря:
«Поворот».
Играющие
поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в
другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
31
«Тише,
тише,
не
спишите,
карусель
остановите.
Раз,
два,
раз,
два,
вот
и
кончилась
игра!».
Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась
игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Подвижная игра «Тихо – громко»
Цель: Развивать наблюдательность, внимание, умение слушать сигнал и
действовать
в
соответствии
с
ним.
Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр
круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой – либо
предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме
водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому
ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется – хлопки
становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет
предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой водящий.
Подвижная игра «Третий лишний»
Цель:Учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.
Ход игры:Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что
один из пары находится впереди, а другой – сзади него. Расстояние между
парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает,
другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди
любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен
убегать от второго водящего. Если, догоняющий коснется убегающего, то
они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от
преследователя.
Варианты:1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а
догонять
второго
водящего.
2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий
может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот
«третий
лишний»
и
должен
убегать.
3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а
свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в
любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда, стоящий с другой стороны
становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.
Игра «Кошка и мыши»
Цель: Развивать y детей умение действовать пo сигналу. Ходить, сохраняя
форму круга.
32
Описание: Все играющие кроме двух, становятся в круг на расстоянии
вытянутых рук и
берутся за руки. В одном месте круг не замыкается (двое играющих опускают
руки). Этот
свободный проход называется воротами. Двое играющих, находящихся за
кругом,
изображают «Мышку» и «Кошку». Мышка бегает (ходит) вне круга и в кругу;
кошка – за
ней, стремясь ее поймать (коснуться рукой). Мышка может вбегать в круг
через ворота и
подлезать под руки, стоящих в кругу детей. Кошка может вбегать только в
ворота. После
слова «ждёт» кошка начинает ловить мышку. Когда кошка поймает мышку,
воспитатель
назначает на эти роли других детей.
Игра «Почта»
Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.
Описание: игра начинается с переклички игроков и водящего:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города…
- А что в том городе делают?
Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т.д. Все играющие
должны делать
то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание,
отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов.
Потом фанты
выкупаются, выполняя различные задания.
Запрещённое движение
Цель игры: развивать моторную память.
Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные
движения, указав, какое из них – запрещенное. Дети повторяют все движения,
кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают
штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.
Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.
Игра «Дракон»
33
Цель игры: развивать бег с увёртыванием, прыжки.
Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый –
это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» старается достать до
«хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала
«хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой».
Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назначаются новые «голова» и
«хвост».
Игра «Горячая картошка»
Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или
звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка
остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра
продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля. При
передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры
Игра «Быстро шагай»
Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.
Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на
другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий
громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки
шагают вперёд, а на по-следнем слове останавливаются. Водящий быстро
оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад.
Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок,
который первым пересечёт линию финиша, становится водящим. Нельзя
бежать – шагать быстро.
Игра «Части тела»
Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность.
Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают,
шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит
себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и
внимательные пары. Педагог может придумывать разные комбинации – «рукарука», «ру-ка-нос» и др.
Игра «Плетень»
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
34
Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах
площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат
за разноимённые руки соседейй справа и слева). По сигналу дети отпускают
руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся
на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее
построится.Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.
35