Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида
Принято
Педагогическим советом МАДОУ №51
Протокол № от « »_______________ 2025 г.
Утверждена
приказом по МАДОУ № 51
Заведующим__________ О.В. Морозовой
Приказ №
от. « »____________2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
Для детей 2-4 лет
«Пластилиновое чудо»
Верхняя Салда
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I.
1.1.
1.2.
1.3.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели, задачи и принципы реализации программы
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
3
3
5
7
1.4.
Планируемые результаты освоения программы
10
II.
2.1.
2.2.
12
12
14
III.
3.1.
3.2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Система организации образовательной деятельности
Интегрирование образовательной деятельности по областям
развития
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно-тематический план Программы
Календарный учебный график
3.3.
IV.
Условия реализации Программы
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
18
20
15
15
16
2
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Пластилиновое чудо» (далее - Программа) составлена для детей 2-4 лет,
посещающих муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №51 «Вишенка».
Данная программа направлена на создание оптимальных условий для
развития воспитанников. Фокус внимания в программе находится на развитии
мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста, по
средствам пластилинографии. Кроме того, данная программа позволяет
интегрировать, в процесс ее реализации, знания из основных предметных
областей, что будет благотворно сказываться на освоении детьми
содержательного компонента общеобразовательной программы. В
содержании программы учтены общие и специфические особенности
психического развития дошкольного возраста.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели
и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательно
деятельности.
Программа
обеспечивает
планируемые
результаты
дошкольного образования воспитанников раннего и младшего дошкольного
возраста в условиях дополнительных подгрупповых и групповых занятий
согласно календарному планированию.
Организационный раздел Программы содержит материальнотехнические условия, обеспечивающие развитие ребенка, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный
план коррекционной работы, а также мониторинг результатов.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
–
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным
программам»;
–
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
–
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении
3
санитарных правил и норм СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Иными нормативными и уставными документами в МАДОУ «Детский
сад № 51 «Вишенка».
Данная
дополнительная
образовательная
программа
имеет
художественную направленность: является программой художественноэстетического развития и ориентирована на развитие мелкой моторики детей
раннего и младшего дошкольного возраста. Программа представляет собой
комплекс занятий, направленных на развитие мелкой моторики,
содержательно взаимосвязанных с образовательной программой детского
сада.
Отбор детей в группу «Пластилиновое чудо» для детей раннего и
младшего возраста происходит ежегодно в августе - сентябре на основании
запроса родителей (законных представителей).
Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей дошкольного
возраста обоснована ролью дошкольного учреждения в подготовке детей к
обучению в школе. На наш взгляд развитие мелкой моторики в сенситивном
периоде детства, а также своевременная коррекция ее нарушений, благотворно
сказывается на всестороннем развитии ребенка, успешности освоения
образовательной программы и как итог на уровне готовности ребенка к
школьному обучению.
Мелкая моторика выполняет множество функций в жизни детей
дошкольного возраста. Она развивает необходимые психические процессы
мышления,
воображения,
внимания,
восприятия,
организует
целенаправленный отбор информации. Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М.
Кольцова доказали роль моторики в умственном развитии дошкольников.
Основой развития мышления является рука человека.
Первый этап мышления называют наглядно или предметно
действенным. Наглядно-действенное мышление преобладает у детей раннего
возраста, так как ему нужно все потрогать своими руками. Руки дают много
информации о предмете, его весе, твердости или мягкости, шероховатости или
гладкости, холоде или теплоте и так далее. В результате накопления данной
информации дети способны перейти к наглядно-образному мышлению,
направленному на оперирование не предметами, а образами. Высшей
ступенью развития мышления является словесно-логическое мышление, при
котором поставленные задачи решаются в уме.
Большое внимание в настоящее время обращается к различным
нетрадиционным техникам рисования. Одна из них, пластилинография,
заключается в выражении рисунка через пластилин в выпуклых, объемных,
барельефных изображениях, выполненных на бумаге, картоне специальной
художественной техникой.
4
Рисование пластилином в изобразительном искусстве привлекает к
работе пальцы, ладони, руки, опирается на зрительное восприятие, развивает
мышление, внимание, память, речь детей дошкольного возраста.
Таким образом своевременное развитие мелкой моторики, а также
коррекция ее нарушений, выявленных на ранних этапах, является
профилактикой трудностей в освоении программного материала, а также
важной предпосылкой для всестороннего, гармоничного развития ребенка.
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит
в том, что она разработана для реализации в условиях детского сада
общеразвивающего вида и призвана помочь всесторонне развиваться и
успешно осваивать основную образовательную программу дошкольного
образования, а также профилактировать нарушения мелкой моторики.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Научнопедагогические исследования и практический опыт показывают, что для
успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по
предмету, а формирование у ребенка психологической и обще учебной
готовности к школе, развитие познавательного интереса, внимания, памяти,
мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и
деятельностных способностей. Реализация программы по пластилинографии
может иметь благотворное влияние на всесторонне развитие, формирование
предпосылок для успешного освоение содержательного компонента
образовательной программы, и как следствие к более высокой готовности к
школьному обучению.
1.2. Цель, задачи и принципы реализации программы.
Основной целью данной дополнительной образовательной программы
является обеспечение системы средств и условий для развития мелкой
моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста, и осуществления
своевременного и полноценного их личностного, художественноэстетического развития, обеспечения эмоционального благополучия
посредством интеграции содержания образования и организации
взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы
решаются следующие задачи:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством пластилинографии.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя
действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
5
Учить обследовать различные объекты (предметы) с
помощью зрительного, тактильного ощущения для
обогащения и уточнения восприятия их формы,
пропорции, цвета.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать
персонажам, желание помогать им.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук,
глазомер.
Развивать изобразительную деятельность детей.
Развивать сюжетно – игровой замысел.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать интерес к коллективной работе.
Программа рассчитана на два учебных года и реализуется с 01 октября
2025 года по 25 апреля 2026 года и составляет 27 учебные недели. Занятия по
Программе проводятся по запросу родителей (законных представителей) на
основании договора. Продолжительность занятий обусловлена возрастными
особенностями детей 2-4 лет.
10 минут для детей 2-3 лет;
15 минут для детей 3-4 лет.
Занятия проводятся в очном формате– количество занятий в неделю – 1.
Форма очной организации образовательного процесса предполагает
проведение занятий в групповом и подгрупповом виде с использованием
игровых технологий.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с
учётом следующих принципов:
1)
принцип опережающего подхода, определяющий важность
раннего выявления дошкольников с функциональными и органическими
нарушениями в развитии, с одной стороны, и разработку соответствующего
логопедического воздействия - с другой;
2)
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С.
Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что
обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3)
принцип полифункционального подхода, диктующий
одновременное выполнение нескольких коррекционных задач в структуре
одного занятия;
4)
принцип сознательности и активности, заключающийся в том, что
педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации
познавательных способностей старших дошкольников.
6
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким
образом, чтобы он опирался на собственный опыт. Данный принцип
благоприятствует более активному психическому развитию детей и
предусматривает понимание ребёнком материала, а также удачное
использование его в практической деятельности в дальнейшем;
5)
принцип доступности и индивидуализации, определяющий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического
процесса. Действие данного принципа базируется на применении речевых и
двигательных заданий;
6)
принцип постепенного повышения требований, подразумевает
поэтапный переход от более простых к более сложным заданиям по мере
овладения и закрепления формирующихся навыков;
7)
принцип наглядности, предоставляющий тесную взаимосвязь и
широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью
обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов старших
дошкольников.
1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Возрастные особенности детей 2 - 3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка
и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных
способов действия с различными предметами. Развиваются действия
соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает
произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на
основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не
только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную
активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают
основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части
речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего
года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра,
рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они
совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В
середине третьего года жизни появляются действия с предметамизаместителями.
7
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем,
что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо
предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» —
окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический
слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят
их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная:
возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем
реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости
и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3
лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.
У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения
со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух
лет.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый
уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенку требуется больше
эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить
опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность
способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка.
Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной
сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная
нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые
слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметызаменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх.
Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно
удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому
8
постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации
внимания . Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании
его физиологии и психики. В 3-4 года дети начинают усваивать правила
взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться
взрослыми. Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует
движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие
движения.
Переходной период заключается в появлении самостоятельности.
Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я»,
сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми
возможностями и желаниями. Поэтому психологи и обращают внимание на
«кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой
покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих
целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений
взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления
малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым
содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни
требование «я – сам» прежде всего отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к
самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не
подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по
поводу его медленных и неумелых действий. Стремление к самостоятельности
формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми.
В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые
способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он
постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом
его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает
стремление малыша добиться лучшего результата
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие
личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и
какой он. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная
внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и
интересом к миру взрослых. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих
действий. Формируется способность к целеполаганию: более четко
представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом
возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования.
9
Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность.
Наглядно-образное мышление способствует представлению об
окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету,
фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку
(например- посуда, одежда, мебель). В играх ребенок самостоятельно передает
несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет
вместе со взрослым и детьми. Он умеет заводить ключиком механическую
игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в
игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь
содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек,
песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется
окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно
пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению
старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми.
Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с
элементарными навыками гигиены и труда.
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к
более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой
деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным
действиям.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
К концу курса обучения по программе дети должны знать:
-правила безопасной работы с разными материалами, ручными
инструментами;
-основные инструменты и материалы, применяемые при работе с
пластилином;
-пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
разнообразие техник работ с пластилином;
-жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; о
дымковской, хохломской и городецкой росписи;
-особенности построения композиции, понятие симметрия на
примеребабочки в природе и в рисунке;
-основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
правила работы в коллективе.
Уметь и применять в практической деятельности:
10
- Пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при
работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;
-пользоваться различными видами пластилина;
-владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
-использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт,
портрет,пейзаж;
-применять
знания
при выполнении
изделия
в
различных видахросписи: дымка, хохлома, Городец;
-использовать понятие симметрия при работе; следовать устным
инструкциям воспитателя;
-уметь пользоваться технологическими картами;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
пластилинография, уметь оформить изделие;
-планировать
предстоящую
практическую
деятельность;
осуществлять самоконтроль; выполнять коллективные работы.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы.
что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года
(сенсомоторная функция):
o отделять от большого куска небольшие комочки
o раскатывать комок теста прямыми движениями;
o раскатывать комок теста круговыми движениями;
o сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде
кольца;соединять концы;
o сплющивать между ладонями комок теста; соединять 2-3
знакомые формы;
o защипывание краев формы кончиками пальцев.
o Расплющивание кусочка пластилина на поверхности
o Размазывание пластилина по поверхности
Ожидаемые результаты (развитие творческих способностей,
эстетического вкуса)
- Эмоционально воспринимают содержание произведения.
- Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные
игрушки.
- Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет,
форму,композицию и др.).
- С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.
Оценивают то, что получилось.
- Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового
11
сочетания, симметричность декоративного узора.
- Формируются творческие способности, необходимые для
последующегообучения изобразительному искусству в школе.
- Имеют представление о холодной и теплой цветовой гамме.
- Выполняют изображения по представлению и с натуры, передавая
форму, строение, характерные особенности предметов.
- Создают изображения по заданию педагога.
- Создают изображения по представлению и собственному замыслу.
- Создают рисунки
по
мотивам народного декоративно
– прикладногоискусства.
- Изображают отдельные предметы и сюжеты.
- Пользуются всеми изобразительными материалами и инструментами.
- Используют для создания изображения различные приемы.
Форма подведения итогов:
• Организация выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Система организации образовательной деятельности
Занятия проходят вечернее время в блоке совместной деятельности с
детьми.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и
воспитательно- образовательные, что в целом позволяет развивать личность
ребенка. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого
занятия является использование нетрадиционной техники работы с
пластилином-пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных,
психологических, познавательных особенностей детей дошкольного
возраста.
Использование художественного слова, игровых методов, приемов
позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений
и навыков, развития творческих способностей детей. Занятия проводим
нетрадиционно, используя новые методы: надавливание и размазывание,
изготавливаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и
12
раскатывания, соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу
из пластилина, размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями и по развитию
речи, в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий
с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая
организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,
вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с
игрушечным персонажем. Занятия пластилинографией – это особая
ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи,
способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Применяются в работе с детьми стихотворении, потешки, загадки,
физкультурные паузы, пальчиковые игры.
На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром,
даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Занятия
строятся на основе Федеральных государственных требований к интеграции
образовательных областей, деятельности и тематического планирования.
Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета,
используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно
чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское
переутомление.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные
доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему
раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию
подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика,
разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально
использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный
и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы
обеспечивают
динамичность
процесса
обучения,
максимально
удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и
поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении
детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей,
развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память,
мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое
воображение, образное мышление.
13
2.2. Интеграция образовательной деятельности по областям
развития
Интеграция художественного творчества с другими видами детской
деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту
воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в
различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение
со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной
деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в
части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества,
приобщает к различным видам искусства
«Физическое развитие»
развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение
к различным видам искусства воспитание культурно-гигиенических навыков,
цветотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни.
«Речевое развитие»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу
процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
«Познавательное развитие»
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира,
расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества,
формирование элементарных математических представлений
«Социально-коммуникативное развитие»
формирование
гендерной,
семейной
принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу,
реализация партнерского
взаимодействия
«взрослый-ребенок» для обогащения содержания области;
формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах
продуктивной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»
использование музыкальных произведений для обогащения
содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным
видам искусства формирование трудовых умений и навыков, воспитание
трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам использование художественных произведений для обогащения
содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным
14
видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно-тематический план Программы
Периодичность
Время в режиме дня
Один раз в неделю
Вторая половина дня
Начало
работы
Окончание
работы
01.10.2025
25.04.2027
Количество
занятий в
неделю
1
Количество Количество
занятий в занятий в год
месяц
27
4
Программой предусмотрено проведение 1 группового/подгруппового
занятия в неделю по развитию мелкой моторики по средством
пластилинографии, продолжительностью 10 – 15 минут, в зависимости от
возраста воспитанников.
Срок реализации программы: с 01 октября 2025 года по 25 апреля 2027
года.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в
несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся
определённые задачи.
№
1.
ЭТАП
Подготовительный
ЗАДАЧИ
Освоить прием надавливания.
Освоить прием вдавливания.
Освоить
прием
размазывания
пластилина подушечкой пальца.
Освоить правильную постановку
пальца.
Освоить
прием
отщипывания
маленького кусочка пластилина и
скатывания шарика между двумя
пальчиками.
Научиться работать на ограниченном
пространстве
15
2.
Основной
3.
Итоговый
Научиться не выходить за контур
рисунка
Научиться пальчиком, размазывать
пластилин по всему рисунку, как
будто закрашивая его.
Использовать
несколько
цветов
пластилина
для выразительности работ, уметь
использовать
вспомогательные
предметы (косточки, перышки и т. д.)
Научиться пользоваться специальной
стекой-печаткой.
Научиться доводить дело до конца
Научиться аккуратно, выполнять свои
работы
Научиться выполнять коллективные
композиции вместе с другими детьми
Научиться
восстановлению
последовательности
выполняемых
действий
Научиться действовать по образцу
воспитателя
Научиться действовать по словесному
указанию воспитателя
Самостоятельно решать творческие
задачи.
Самостоятельно выбирать рисунок для
работы.
Формировать личностное отношение к
результатам своей деятельности
3.2. Календарный учебный график
Учебно-тематический план.
Объем учебной нагрузки по программе
1
кв.
2
кв.
3
кв.
Рукотворный мир
1
3
3
7
3-4 года
1
кв.
2
кв.
3
кв.
1
6
3
Всего в год
Перечень
разделов
Всего в год
2-3 года
10
16
Животный мир
2
3
3
8
Растительный
мир
3
2
3
Природные
явления
2
2
-
Всего занятий в
год
2
1
3
6
8
3
2
3
8
4
2
1
-
3
27
27
Календарно- тематический план
Содержание изучаемого курса для
детей 2-3 лет
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Тема
«Мухомор»
«Созрели яблоки в саду»
«Украсим кукле платье»
«Корзинка с ягодками»
«Вышла курочка гулять…»
«Листопад»
«Арбуз»
«Дождик»
«Ежик»
«Тигренок»
«Пушистая елочка»
«Снежком ее укутывал…»
«Как у котика усы…»
«Украсим елку шариками»
«Раз горох, два горох…»
«Зернышки для птички»
«Звездное небо»
«Салют»
«Ветка мимозы»
«Букет для мамы»
«Мячики для котенка»
Содержание изучаемого курса для
детей 3-4 лет
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Тема
«Пятнышки для жирафа»
«Вот какой у нас арбуз»
«Консервирование овощей»
«Цветочная клумба»
«Подружки для золотой рыбки»
«Светофор»
«Солнышко»
«Осень»
«Зимний лес»
«Снеговик»
«Праздничная елочка»
«Бусы»
«Яичко»
«Узоры на окнах»
«Быстрокрылые самолеты»
«Шубка для зайчика»
«Тили-бом, тили-бом…»
«Поезд мчится…»
«Ромашки для мамы»
« Кудряшки для овечки»
«Воздушные шарики»
17
Апрель
«Вот поезд наш едет…»
« Кудряшки для овечки»
«Орешки от белочки»
«Лошадка»
«Подводное царство»
«Колечки для клоуна»
Апрель
«Мячики для Тани»
«Сорокины подружки»
«Тюльпан»
«Гусеница на листочке»
«Золотые подсолнухи»
«Кукла-неваляшка»
3.3. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Образовательная деятельность по Программе проходит в групповом
помещении, которое отвечает всем необходимым санитарно-гигиеническим
требованиям. Оно оснащено: детскими регулируемыми модульными столами
и стульями, соответствующими росту детей.
Инструменты и материалы, используемые при лепке.
Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить
инструменты, которые помогут дошкольнику с успехом справиться с
поставленными задачами:
Пластилин различных видов, плотности.
деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола
для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей;
набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и
размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки - это небольшие
пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и
деталировки изображаемых предметов);
стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой,
чтобы пластилин к ним не прилипал);
различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие
приспособления для придания поверхности определенной структуры;
пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для
выдавливания пластичной массы;
канцелярский нож для резки картона (у педагога);
копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность
картона;
эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона;
простой карандаш;
пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см;
18
флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук
и поверхности от налипания пластилина;
бутылка с теплой водой, для того, чтобы дети могли погреть руки
во время лепки, и им было бы легче размягчить пластилин;
лак для покрытия готовой картины;
хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания
рук и рабочего места.
картонная основа для сюжетной картины: лучше всего подходит
многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри
гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании
немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при
намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с запасом для
возможного оформления картины в рамку.
Оборудование общего назначения:
Доска для рисования мелом.
Губка.
Наборы цветного и белого мела.
Мольберт односторонний или двусторонний.
Наборное полотно 60*50 или 80*50.
Фланелеграф, магнитная доска
Стенд для рассматривания детских работ по рисованию,
демонстрации иллюстративного материала.
Подставка для размещения работ по лепке.
Указка.
Валик для нанесения краски на бумагу.
Настольная точилка для карандашей.
Фартук для педагога.
Фартуки и нарукавники для детей.
Кадровое обеспечение Программы
Реализация
Программы
обеспечивается
квалифицированными
педагогическими
работниками,
Необходимым
условием
является
непрерывное сопровождение Программы педагогическими и учебновспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в
дошкольной группе.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников
19
соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов
и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников
образования»,
утвержденном
приказом
Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
2010 г. № 761н.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные книги программы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена
Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028);
2. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. М.:Карапуз,2003.
2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. М.:Карапуз,2004.
3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. М.:Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. М.:Карапуз,1999.
6. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
8. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенкадошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное
детство» им. А.В. Запорожца»).
9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из
газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua
10.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф,
2006.
11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144
12.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Сов. Рассия, 1979. – С. 192
13.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний
возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
20
14.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду.
Младший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий
центр ”СФЕРА”,2007.
15.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА
Медиа Групп,2007.
16.Под редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования
детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008
17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное
воспитание. 1984, № 1
18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен
(США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении
Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
19.Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая
семья» - www. maminsite.ru
20.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.:
Хардфорд,1996
21.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей
1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.
23.Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик –
Синтез,2006.
21