Общие сведения Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, социализирующую, терапевтическую (поддержка), духовную и др. Главная функция семьи — репродуктивная, то есть обеспечение появления и воспитания потомства.Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательствуРФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об ихздоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личныхубеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средстваи методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка. Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными имежличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка. Но, к сожалению, в современных кризисных социально - экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов. Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненнойситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке. Главной характеристикой этих семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. Это семьи, в которых ребенок испытывает неблагополучие: переживает дискомфорт стрессовые ситуации жестокость насилие пренебрежение со стороны родителей голод и т. д. Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д. Для детей из таких семей характерны задержка темпов интеллектуального и психического развития; неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты; негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженностьнервно- психическим расстройствам); нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм); низкий уровень сформированности игровых навыков; отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены; подверженность хроническим заболеваниям. В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной деятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть, как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка. Организация работы с семьями «группы риска» в условиях МАДОУ № 51 Главной целью работы МАДОУ № 51 является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны образовательного учреждения. Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической поддержки семьи,находящейся в «группе риска» в условиях МАДОУ. Задачи: 1. Совершенствовать деятельность педагогического коллектива по оказанию помощи детям, включенным в социальный паспорт учреждения. 2. Продолжать выстраивать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие с целью оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении. Алгоритм сопровождения семей «группы риска» 1-й этап: выявление семей группы риска. Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт МАДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска». этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее трудно доступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому. 2-й 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия составление социального паспорта семьи (Приложение 1). Изучением семьи в детском саду занимаются воспитатель, педагог - психолог. Педагог - психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищнобытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей. При необходимости заместитель заведующего по ВМР, воспитатель, педагог - психолог посещает семьи воспитанников. 4-й этап: составление социального паспорта «группы риска» МАДОУ. Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится личное дела, которое включает в себя следующую документацию: Карта семьи, находящейся в социальной опасности (Приложение 2) Карта несовершеннолетнего, находящегося в социальном опасном положении (приложение 3) Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (Приложение 4) Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (Приложение 5) Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения 1. 2. 3. 4. 5. 5-й этап: разработка плана психологического сопровождения семей «группы риска» (Приложение 6). План педагогического сопровождения семей группы риска (Приложение №7). Для несовершеннолетних и семей, состоящих на внутреннем учете учреждения, разрабатываются индивидуальные планы психологического и педагогического сопровождения исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки), в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя. Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете. Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания. Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей социальным педагогом в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка. Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации психолога. Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки). В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения. 6-й этап: реализация индивидуального плана психологического и педагогического сопровождениясемьи «группы риска». Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи: психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка); социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде); педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку); правовой (повышение правовой компетентности родителей); медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей). Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи может протекать успешно, если соблюдается ряд условий: на детей воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно - ориентированного подхода; создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи; осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон. Работа с детьми группы риска С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОУ. Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации. Приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития. Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения. Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния. Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников. Проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению. Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры. Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, выносливость, ловкость и т. д.), закаливание, самомассаж. Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОО. В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска». Этим занимается заместитель заведующей по BМP, педагог - психолог, а также приглашенный сотрудник комиссии по делам несовершеннолетних. Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информация (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними. 7-й этап: анализ работы. Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внутрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи. 8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета. Основанием для снятия с учета является: 1. Улучшение положения в семье. 2. Выбывание из детского сада. Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида ФОРМА Социальный паспорт семьи Дата составления документа « » 20 г. (фамилия семьи) I. Общие сведения о ребёнке 1. Ф.И.О. 2. Пол 3. Дата рождения 4. Адрес индекс улица постоянного , или временного проживания город (село) (подчеркнуть): почтовый , , дом , корпус , квартира , контактный телефон II. Социально-бытовой статус семьи 1. Мать: Ф.И.О. образование , возраст , , возраст , , профессия , род занятий в настоящее время 2. Отец: Ф.И.О. образование род , , профессия занятий в настоящее время 3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть) 4. Если родители в разводе, сколько Как ребёнок пережил развод? лет было ребёнку, когда родители развелись 5. С кем проживает ребёнок? (состав семьи) 6. Проживают ли совместно с семьёй бабушка и дедушка? 7. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряжённые, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) 8. Отношения ребёнка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряжённые, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) 9. Члены семьи, не живущие с ребёнком, но принимающие активное участие в его жизни 10.Были ли в жизни ребёнка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т.п.)? 11. 12. Каково материальное положение семьи, доход – ниже среднего, средний, выше среднего (подчеркнуть). К кому из членов семьи ребёнок больше привязан? 13.Впишите, читает занимается сад болезни кто из взрослых играет с , ,в водит ребёнком, , в детский случае , гуляет , разбирает конфликты 14.Назовите основные виды игр и занятий дома 15.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто? 16.Имеются ли у ребёнка какие-либо отрицательные привычки? (впишите, какие именно) 17.Назовите меры наказания ребёнка, которые Вы применяете? 18.Поощряете ли Вы ребёнка дома (если да, то как)? 19.Как ребёнок реагирует на запреты? 20.Чем больше всего любит заниматься ребёнок (любимые игры, игрушки)? 21.Причины утомления ребёнка (от общения, физических, умственных нагрузок и др.)? 22.Каков общий эмоциональный фон Вашего ребёнка (спокойный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения и др.)? жизнерадостный, 23.Есть ли какие-либо трудности в поведении ребёнка, с чем они связаны? 24.Особенности ребёнка, тревожащие Вас 25.Какие моменты в развитии ребёнка Вы считаете существенными? 26.С какого возраста ребёнок посещает детский сад (если посещает)? 27. Как Ваш ребёнок относится к посещению детского сада (ходит с удовольствием, не любит, ему всё равно)? 28. Как ребёнок ведёт себя дома после посещения детского сада (возбуждён, утомлён, расстроен,рассказывает, что было в саду и др.)? III. Состояние здоровья ребёнка. 1.Часто ли болеет ребёнок? 2. Какими болезнями болеет чаще? 3.Есть ли хронические заболевания? 4. Наблюдается ли ребёнок у врачей-специалистов? IV. Предполагаемые формы сотрудничества с дошкольной организацией. 1.Какие проблемы семейной педагогики вызывают у Вас наибольший интерес? 2. Какие формы сотрудничества с детским садом для Вас наиболее привлекательны (возможность ребёнка посещать бассейн, музыкальные занятия, занятия физической культурой; участие в беседах, дискуссиях со специалистом о развитии ребёнка; получение помощи педагога - психолога и логопеда) (нужное подчеркнуть, при желании дополнить)? Заполнял социальный паспорт (Ф.И.О. специалиста) Дата заполнения Подпись специалиста / / ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида ФОРМА КАРТА семьи, находящейся в социально опасном положении ____________________________________________________________________________ (наименование муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органа (учреждения), выявившего семью) Дата выявления (число, месяц, год) ________________________________________ Адрес проживания семьи ____________________________________________________ Обстоятельства, при которых была выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении _________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Сведения о членах семьи: Сведения о родителях и других членах семьи с 18 лет Номер Степень Ф.И.О Дата Место Место Злоупотре Наличи Состои строки родства . рожден регистра работы бление е т на ия ции, алкоголе судимо учете место м и иное сти (где) жительст ва 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сведения о несовершеннолетних членах семьи до 18 лет Номер Ф.И.О. Дата Место Занятость несовершеннолетних Состоит строки рожд регистрации, на учете ения место жительства (где) 1 2 3 4 5 6 Информация о семье: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Категория семьи: 1) полная 2) многодетная 3) неполная ___________________________________________________________ (одинокая мать, установлено отцовство, родители в разводе, потеря кормильца) 4) семья с опекаемым ребенком _________________________________________ 5) семья, воспитывающая ребенка-инвалида ______________________________ 6) иные виды семей ____________________________________________________ Причины нахождения семьи в социально опасном положении: 1) семья имеет детей, находящихся в социально опасном положении; 2) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа жизни; 3) совершение родителями (законными представителями) преступлений в отношении несовершеннолетнего, административного правонарушения, посягающего на здоровье и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, либо преступления против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка; 4) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей), членов семьи, родственников, или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками; 5) стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и иных правонарушений; 6) иные причины ____________________________________________ Жилищно-бытовые условия семьи (нужное подчеркнуть): отдельная квартира (дом); комната в общежитии; частный дом; иное _______________________________________________________ Право пользования жилым помещением (нужное подчеркнуть): собственность; по договору социального найма; иное _______________________________________________________ Источники дохода семьи: 1) заработная плата; 2) пенсии; 3) алименты; 4) государственные пособия; 5) иное ____________________________________________________ Подпись лица, заполнившего карту __________________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон) Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав _______________________________________ (число, месяц, год) Дата рассмотрения вопроса, номер Постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение ___________________________________________________________________________ Председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ________________ __________________ (подпись) (Ф.И.О.) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида ФОРМА КАРТА несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении _________________________________________________________________________ (наименование муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органа (учреждения), выявившего несовершеннолетнего) ___________________________________________________________________________ Дата выявления ____________________________________________________________ (число, месяц, год) Ф.И.О. несовершеннолетнего ________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________________ (число, месяц, год) Гражданство _______________________________________________________________ Место фактического проживания и место регистрации _________________________ ___________________________________________________________________________ Место учебы (работы) ______________________________________________________ Обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний ________________ ___________________________________________________________________________ Сведения о родителях (законных представителях): Мать ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Дата рождения _____________________________________________________________ (число, месяц, год) Гражданство _______________________________________________________________ Место фактического проживания и место регистрации _________________________ ___________________________________________________________________________ Место работы ______________________________________________________________ Отец ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Дата рождения _____________________________________________________________ (число, месяц, год) Гражданство _______________________________________________________________ Место фактического проживания и место регистрации _________________________ ___________________________________________________________________________ Место работы ______________________________________________________________ Опекун (попечитель)/законный представитель ________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Дата рождения _____________________________________________________________ (число, месяц, год) Гражданство _______________________________________________________________ Место фактического проживания и место регистрации _________________________ ___________________________________________________________________________ Место работы ______________________________________________________________ Информация о семье: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Причины нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении: 1) совершение несовершеннолетним административного правонарушения, общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно (два и более раза); 2) совершение несовершеннолетним противоправных или антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция и иное); 3) самовольные уходы несовершеннолетнего из семьи, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) наличие у несовершеннолетнего аддикций, в том числе алкоголизма, токсикомании, наркомании, игромании, дромомании; 5) поступление (обращение) несовершеннолетнего в медицинские организации, которое дает достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; 6) попытки совершения суицида несовершеннолетним; 7) приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих одурманивающих веществ; 8) иные причины __________________________________________________ Подпись лица, заполнившего карту __________________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон) Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав ______________________________________ (число, месяц, год) Дата рассмотрения вопроса, номер Постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение ___________________________________________________________________________ Председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ________________ (подпись) ___________________ (Ф.И.О.) ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида ФОРМА Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника МАДОУ № 51 группа № __________ Типологические особенности: 1. Активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый_________________________________ 2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.______________________________________________________________ 3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.__________________________________________ 4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.__________________________________________ Характерологические особенности: 1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации. 2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч. 3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу. 4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям__________________________________________________ 5. Каким видам деятельности отдает предпочтение._______________________________ 6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению. 7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль. Психологические особенности: 1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий. 2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей. 3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная. 4. Распределение внимания – достаточное, затруднено. 5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано. Уровень развития мыслительной деятельности: 1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.__________________________ 2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации. Развитие сенсорных функций: 1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено. Развитие воображения: 1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения. Вербальная часть: 1. Понимание рассказов ,умение отвечать на вопросы по тексту________________ 2.Пересказ.____________________________________________________________________ 3. Сюжетное рассказывание __________________________________________ 4. Умение работать в режиме диалога.________________________________________ 5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, и т.д.___ Работоспособность на занятиях: 1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное. 2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается. 3. Быстро или медленно включается в работу. 4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д. 5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы. 6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр. 7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия. 8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности ______________________________________________________________________ Произвольность деятельности: 1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца. 2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении. 3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна. Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями; в) имеет хронические заболевания; г) плохой аппетит; д) долго засыпает и беспокойно спит; е) иное_________________________________________________________________ Общая оценка уровня развития и поведения ребенка____________________ Воспитатель группы _____________________________________ Псдагог – психолог_____________________________________ дата _________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида ФОРМА Акт обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи Дата обследования "__" ______________ 20__ г. Фамилия, имя, отчество, должность специалиста, проводившего обследование __________________________________________________________________________________ Адрес проживания, по которому проведено обследование ________________________________ ___________________________________________________________________________________ В случае, если адрес регистрации и место жительства не совпадают указать адрес регистрации ___________________________________________________________________________________ 1. Сведения о родителях ребенка. 1.1. Мать __________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии)) место жительства _____________________________________________________________________ (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией) ____________________________________________________________________________________, место пребывания ____________________________________________________________________ (адрес места фактического проживания и проведения обследования) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________. Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.). 1.2. Отец ___________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии)) место жительства __________________________________________________________________, (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией) место пребывания ___________________________________________________________________ (адрес места фактического проживания и проведения обследования) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________. 1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно. 1.4. Семейное окружение. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком) ФИО, год рождения Степень родства с ребенком Проживает постоянно/временно/не проживает Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка 1.5. Характер взаимоотношений между членами семьи (нужное подчеркнуть) Есть ли проблемы во взаимоотношениях, напряженная обстановка в семье (нужное подчеркнуть): да/нет Взаимоотношения нарушены. Неблагоприятный психологический микроклимат,эмоционально-конфликтные отношения. Неудобство, дискомфорт и холодность, семейная атмосфера полна скрытости и недоверия, отношения строятся на долженствовании и подчинении. В семье действует механизм избегания: погружение в работу или в какие-то дела вне дома, общение сведено к минимуму; апатичность, равнодушие к себе и к тому, что их окружает; члены семьи деспотично и грубо подавляют других. Различия семейных ценностей 1.6. Характеристика родителей (занимаются ли они должным образом воспитанием своих детей, личное поведение родителей; их образ жизни, наличие наркотической и алкогольной зависимостей, пристрастие к азартным играм; привлекались ли к ответственности, обсуждалось ли их поведение на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), другое указать: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 1.7. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) _______________________________________ ___________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________; 1.8. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие лица) ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________. 2. Сведения о ребенке. 2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома) _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка _______________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________. 3. Жилищно-бытовые и имущественные условия. 3.1. Жилая площадь, на которой проживает ____________________________________________, (фамилия, инициалы ребенка) составляет _____ кв. м, состоит из ________________________________ комнат, размер каждой комнаты: _________ кв. м, _______ кв. м, __________ кв. м. на ______ этаже в _____ этажном доме. 3.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является ______________________________ ___________________________________________________________________________________; (фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку) 3.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 3.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 3.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 3.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) _________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 3.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка _____________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 3.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________. 5. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. __________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________. 6. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию _______________________________________________ ___________________________________________________________________________________: (имеются/отсутствуют) 6.1. _______________________________________________________________________________; 6.2. _______________________________________________________________________________; 6.3. _________________________________________________________________________ и т.д. 7. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком ___________________________________________________________________________________: (имеются/отсутствуют) 7.1. _______________________________________________________________________________; 7.2. _______________________________________________________________________________; 7.3. ___________________________________________________________________________и т.д. 8. Дополнительные данные обследования ______________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Выводы. 9.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка __________________ ___________________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы ребенка) ___________________________________________________________________________________ (отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи) ___________________________________________________________________________________; 9.2. Родительское попечение над ребенком ______________________________________________ (фамилия, инициалы ребенка) ___________________________________________________________________________________; (имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя)) 9.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психологопедагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _______________________________________ ________________________________________________________________________________ 9.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая, медицинская, материальная и т.д.) _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________; 9.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь; отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись лица, проводившего обследование __________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида Форма План психологического сопровождения «группы риска» Название блока Задачи Тема Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним 1. «Знакомство» «Мое имя» (начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу» Рисование на тему «Автопортрет» 2. «Мое имя» «Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай» Рисование на тему «Я в трех зеркалах» 3. «Я люблю...» «Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение» Рисование на тему «Я люблю больше всего...» 4. «Настроение» (начало) «Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому» Рисование на тему «Мое настроение» 5. Настроение» (прод-е) «На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод» 6. «Наши страхи» (начало) Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» Рисование на тему «Нарисуй свой страх»Рисование на тему сценки 7. «Наши страхи» (продолжение) «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь» 8. «Я больше не боюсь» «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь» 9. «Новичок» «Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», Формирование адекватной самооценки у детей сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты» Рисование на тему сценки «Три характера» 10. «Ласка» «Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон» Рисование на тему «Страшный зверь» 11. «Общая история» Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка» Коллективное рисование «Общая история» 12. «Волшебный лес» «Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка», «Танец» Рисование на тему «Волшебный лес» 13. «Сказочная шкатулка» «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец» Рисование на тему «Волшебные зеркала» 14. «Доброта» «Злодей», «Не смей!», «Впереди всех», проигрывание ситуаций Рисование на тему проигранных ситуаций 15. «Радость» «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик» Рисование на тему проведенных этюдов 16. «Волшебники» «Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок» 17. «Солнце в ладошке» «Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) — наоборот», «Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дождик», «Идем за синей птицей» 18. «Встреча с другом» «Встреча с другом», «Два друга», «Окажи внимание другому», «Музыкальная мозаика», проигрывание ситуаций Рисование на тему «Мои друзья» 19. «Помирились» «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок», «Кого мы называем вежливым», разыгрывание ситуаций, «Розовое слово «привет» 20. «Правила дружбы» «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы» Рисование на тему «Новоселье» ПРИЛОЖЕНИЕ 7 к психолого –педагогическому сопровождению семей группа риска в условиях МАДОУ № 51 «Вишенка» комбинированного вида Форма План воспитательной работы с детьми и семьями группы риска на 20______/ 20______ уч.год группа №_________ Этап Дата Це ль Содержание Ответственн ый 1. Прием ребенка в детский сад Сентябрь Познакомить родителей с Уставом и локальными актамиДОУ Беседа с родителями вновь поступающих детей Воспитатели 2. Заполнение родителями анкет – знакомств Сентябрь Обработка и анализ анкетных данных Воспитатели 3. Составление социального паспорта групп, и детского сада Сентябрь – октябрь Выделить семьи, относящиесяк семьям «группы риска», выделить семьи, относящиеся ккатегории «Мигранты», «Беженцы». Обобщить данные, выработать дальнейшую стратегию в работе с семьями «группы риска» Определить детей из семей «группы риска», имеющих Заполнение паспорта группы и детского сада, составление списка семей «группы риска» и неблагополучных семей в каждой группе ДОУ и ДОУ в целом Наблюдение за детьми «группы риска». Воспитатели 4. Обследование детей семей В течение года Педагог -психолог «группы риска» 5. Информационноконсультационный этап В течение года проблемы в эмоциональноличностном развитии. Консультации с воспитателями и родителями. Информировать родителей о мерах коррекции и предупреждении социальноэмоциональных, личностных и семейных проблем. Составление и размещение на информационных стендах и сайте образовательного учреждения памяток и рекомендаций по вопросам законопослушного поведения обучающихся и формировании здорового образа жизни для детей и родителей (законных представителей). «Права и обязанности родителей по отношению к детям» «Не дайте ребенку стать трудным» «Как организовать общение ребенка с бывшим супругом?» Педагог – психолог, Воспитатели. Помогать родителям в воспитании и обучении детей из семей «группы риска». Индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по выявленным проблемам: воспитатели Практикумы дляродителей с целью формирования практических навыков, необходимых для работы и общения с детьми разных категорий «Группы риска». пример: практикум «Как развивать мелкую моторику рук ребенка», «Мир эмоций эмоции», «Секреты хорошей дисциплины» Консультации «Алгоритм выявления семей группы риска», Беседы по темам: ПДД, ЗОЖ, ОБЖ и т.д. Воспитатели Проведение индивидуальных Мероприятия: спортивные соревнования; творческие и интеллектуальные конкурсы, Все педагоги ДОУ бесед с воспитанниками. 6. Этап посещений семей несовершеннолетних В течение года 7.Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних. 8. Подведение итогов В течение года Предполагаемый результат В течение года Организация работы по вовлечению воспитанников ДОУ в мероприятия различной направленности. Выявить условия проживания семей вновь прибывших детей и детей из неблагополучных семей. Помощь семьям, находящимся в социально опасном и ином положении. Просветить родителей в вопросах психолога – педагогических проблем семьи. проектная деятельность. Все педагоги ДОУ Составление графика посещений и посещение данных семей (семьи детей состоящих на учете планируем раз в квартал) По плану учреждений и органов системы профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних. (смотреть план Совета профилактики и психолога) Комплексное психологопедагогическое просвещение родителей и воспитателей (участие в родительских собраниях) Воспитатели Воспитатели Педагог – психолог, учитель-логопед Заведующий МБДОУ, Воспитатели Педагог – психолог, Ст. воспитатель Формировать эмоциональную Работа с детьми (проведение игр, Педагог – психолог, устойчивость, саморегуляцию у занятий и тренингов) воспитатели родителей и их детей. Обеспечение эмоционального комфорта у детей в детском саду и дома. Снижение социального сиротства, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних. Рекомендации для воспитателя по выявлению семей «группы риска» 1. Анализ личных карточек воспитанника (воспитатель обращает внимание на следующие факторы): - социальный статус семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская семья); - малообеспеченная семья, - семья с детьми, имеющая детей с ОВЗ, - социальный статус родителей (образование, работа); - жилищное -бытовые условия; - и другое. 2. Наблюдение за ребенком (воспитатель обращает внимание на следующие факторы): - внешний вид ребенка; - признаки физического насилия; - эмоциональное состояние ребенка (наличие навязчивых движений, неврозов, страхов); - нарушение поведения (гиперреактивность, агрессивность, тревожность); - уровень сформированности игровых навыков; - уровень развития навыков личной гигиены; - подверженность заболеваниям; - наличие сезонной одежды, запасных вещей; - отсутствие ребенка в детском саду; - и другое. 3. Наблюдение за родителями (законными представителями) (воспитатель обращает внимание на следующие факторы): - общение родителей (законных представителей) со своим ребенком, с другими родителями, с воспитателями, с другими детьми из группы, которую посещает их ребенок; - адекватность восприятия информации; - своевременность оплаты за детский сад; - соблюдение родителями правил детского сада, в том числе режима дня; - своевременная оплата за детский сад; - и другое. В случае выявления неблагополучия сигнализировать ППк.